Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Петрушин Мастерская психологического консультирования.doc
Скачиваний:
115
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
850.43 Кб
Скачать

Кто для клиента самый лучший психотерапевт?

Каких только психологов не существует! Как выбрать для себя само­го лучшего? Как не ошибиться?

Наиболее близкой мне является идея, что лучший психотерапевт для человека — это он сам. В каждом из нас есть такая внутренняя часть, которая знает ответы на все наши вопросы. Этот принцип ис­пользуют «лозоходы». С помощью прутика — «лозы» они определяют, где рыть колодцы. Экстрасенсы, диагностирующие болезни, тоже опираются на эту часть. Искусные гадальщики также обращаются к ней. В психологии эту всезнающую часть обозначают как бессозна­тельное, которое все про себя знает.

В начале своей психологической работы я эту идею пробовал осуще­ствить на тренинге. На самом первом занятии сообщил, что на послед­ний день тренинга к нам придет психолог экстракласса и решит все про­блемы. От них требуется лишь сформулировать главный вопрос. В те­чение всего тренинга участники тщетно терялись в догадках, кто бы это мог быть. Было предположено несколько очень любопытных и правдо­подобных гипотез. И вот на последнем занятии я предлагаю всем выб­рать, какой вопрос они зададут выдающемуся специалисту. После это­го я сказал, что психолог экстракласса — это они сами, и пусть этот воп­рос они зададут самому себе. Был шок, было возмущение, были обиды, но... у одной трети участников что-то получилось. Им удалось задать себе вопрос и услышать от себя нужный ответ.

Суть работы практического психолога не в том, чтобы сообщить клиенту что-то новое, чего тот до этого не знал. Это скорее относится к сфере научной психологии. По-настоящему человек познаваем толь­ко изнутри. Когда мы смотрим на него снаружи, мы можем лишь строить версии и предположения о нем. Но какой человек на самом деле, знает лишь он сам. Задача психолога состоит в том, чтобы человек смог вступить в контакт с этой своей частью. Собственно говоря, самому психологу делать ничего не надо, он всего лишь посредник между че­ловеком и его «внутренним психологом». Его квалификация заключа­ется в том, насколько эффективно произойдет этот контакт.

Невротик: потерпевший и преступник в одном лице

Метафорически сложность консультационной ситуации можно опи­сать следующим образом. К детективу приходит потерпевший с жало­бой, что у него некий вор периодически крадет ценные вещи. Но это очень хитрый вор, и сам он вот уже несколько лет поймать его никак не может. Ему нужна помощь профессионала. Детектив берется за дело и вместе с этим человеком начинает следствие. Но по мере поиска по­терпевший начинает вести себя несколько странно. При малейших ус­пешных продвижениях детектива обнаружить вора он делает различные попытки... чтобы помешать следствию. Потерпевший то начинает ме­нять свои показания, то сообщает неверные сведения, то ограничива­ет перемещение детектива, то прячет важные улики. Постепенно у сы­щика начинает крепнуть подозрение, что этот «потерпевший» либо по­собник вора, либо, что еще вернее, сам и есть этот жулик.

То же самое происходит и при консультации. Клиент одновремен­но хочет и не хочет решить свою проблему. Он уже достаточно настра­дался, но он сам и есть главный мучитель. Ему хочет поймать вора, но в то же время стыдно, страшно и обидно, так как поймают его само­го. Он не хочет знать полной правды о самом себе. Он живет полу­правдой. Но и преступник устал жить втайне. Он хочет покаяться и повиниться, но тоже боится наказания. В качестве иллюстрации такой ситуации может служить фильм «Сердце ангела».

Задача психолога — помочь человеку перестать бегать за собой и от себя. Снимая с себя роль судьи, психолог обеспечивает безопасную встречу этим двум половинам личности и перестройку их взаимоотно­шений.

Как ни странно это может показаться, но наибольшее доверие вы­зывает позиция незаинтересованности. Вданном примере «потерпев­шему» гораздо проще рассказать всю правду совершенно посторонне­му лицу, никак не замешанному в эту историю. А максимальное до­верие у нас будет вообще с неживым, например, личному диктофону мы можем без страха рассказать о всех своих тайнах. Об этом я в са­мом начале говорил: «психолог — это не человек».