Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
100_velikih_voyn.doc
Скачиваний:
1922
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
3.25 Mб
Скачать

100 Великих войн

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА

323

Париже был создан Священный союз монархов, призванный не допустить новых революций. Фактически он просуществовал лишь 15 лет— до новой революции во Франции. Территориальные перемены в Европе оказались более устойчивыми. Россия приобрела герцогство Варшавское. Пруссия в качестве компенсации получила половину Саксонии и рейнские провинции. Австрия получила взамен Бельгии Ломбардию и Венецию, Дании отошел Шлезвиг и Голынтейн, Норвегия, в свою очередь, от Дании перешла к Швеции, в качестве компенсации за ранее уступленную России Финляндию. Бельгия была присоединена к Нидерландам, но уже через 15 лет обрела независимость.

В целом территориальные размежевания, произведенные Венским конгрессом, сохранялись до второй половины XIX века, когда объединились Германия и Италия. В результате войн 1792—1815 годов в Европе утвердилась гегемония России — самого сильного в военном отношении государства. Такое положение, несмотря на неуклонное ослабление России из-за экономической стагнации крепостного хозяйства, сохранялось до Крымской войны 1853—1856 годов. В то же время система великих держав, созданная на Венском конгрессе и включавшая в себя Россию, Англию, Францию, Австрию и Пруссию, сохранилась фактически вплоть до Первой мировой войны. Правда, к тому времени Австрия превратилась в Австро-Венгрию, Пруссия в Германию, а на правах младшего партнера в клуб «великих держав» добавилась Италия.

Точные потери сторон в ходе военных кампаний 1792—1815 годов определить не представляется возможным, особенно если учесть то обстоятельство, что армии ряда германских и итальянских государств, а также Голландии и Бельгии сражались как на стороне Франции, так и против нее. По оценке Б.Ц. Урланиса, в ходе собственно революционных войн, т. е. с 1792 по 1800 год, в боях погибло около 380 тысяч человек, из которых около 90 тысяч он относит за счет подавления восстаний в Вандее. Во время наполеоновских войн 1801—1815 годов общие потери убитыми и умершими от ран Урла-нис определяет в 560 тысяч убитых, из которых 226 тысяч составляли французы. С учетом умерших от ран общее число погибших составит около 740 тысяч человек, в том числе около 300 тысяч французов. Общие потери Европы убитыми и умершими от ран в ходе войн, вызванных Великой Французской революцией, можно оценить примерно в миллион человек, из которых не менее 400 тысяч приходится на Францию, а около 130 тысяч — на Россию. С учетом потерь французских союзников (немцев, итальянцев, поляков и др.) можно сделать вывод, что боевые потери сторон были примерно равны между собой. Слишком большая приблизительность в оценке потерь сторон не позволяет говорить, кто понес большие военные потери — Франция или противостоявшая ей коалиция. Также нет и суммарных данных о числе пленных, взятых каждой из сторон.

Потери умершими от болезней были не менее значительными, чем число погибших в боях и скончавшихся от ран. По оценке Урланиса, в 1792—1800 годах от разного рода эпидемий и других болезней скончалось примерно 600 тысяч солдат всех армий. В ходе наполеоновских войн общее число умерших от болезней он определяет в 2 350 тысяч человек, в том числе 1 200 тысяч — во французской армии и войсках союзников Наполеона. Особенно велики были потери французов от болезней во время экспедиции на Гаити в 1802 году, когда от эпидемии желтой лихорадки умерло 50 270 человек из 58 845 солдат армии генерала Леклерка, и в период похода в Россию.

С падением Наполеона закончилась эпоха «революционных» войн В этих войнах Франция объективно не имела никаких шансов победить, так как возбудила против себя враждебность основных европейских государств. Войска французской республики и империи не раз наносили тяжелейшие поражения Австрии, Пруссии и России, принуждали их к выгодному для Франции миру. Однако мир неизменно превращался в короткое перемирие. Сил же для эффективной оккупации враждебных государств у Франции не было. Пример Испании показал, что даже половины всей французской армии далеко не достаточно для контроля над территорией не самой большой и могущественной европейской страны.

В ходе войн эпохи Великой Французской революции с очень большой силой проявился фактор гениального полководца. Гений французского императора позволял ему, путем умелого сосредоточения пехоты, кавалерии и артиллерии, наносить поражения равным или даже превосходящим по численности армиям противника, не уступавших французским войскам в боеспособности. Точно так же Нельсон относительно легко сокрушал превосходящие числом кораблей и орудий испанские и французские эскадры, но, помимо военного таланта, на его стороне было и превосходство в уровне подготовки британских моряков и артиллеристов. Среди союзных сухопутных полководцев по своей гениальности приближались к Наполеону, не достигая, конечно, его уровня, но являясь достойными соперниками Бонапарта, прежде всего, фельдмаршал Суворов, эрцгерцог Карл и фельдмаршал Барклай-де-Толли. В дальнейшем, с увеличением численности армий и все большего распространения стратегии измора, роль полководцев постепенно падала, перестав играть определяющую роль в исходе кампаний в XX веке, с началом позиционных войн и унификацией образовательной подготовки высшего командного состава. На исход же не кампаний, а войны в целом, гениальные полководцы не оказывали решающего влияния уже и во времена Наполеона. Гению французского императора или какого-нибудь другого полководца наполеоновского масштаба всегда находились достойные соперники и на противоположной стороне. Пожалуй, парадокс истории заключается в том, что большинство гениальных полководцев появлялось в тех странах, которые противостояли превосходящему по силе противнику и в конечном итоге войну проигрывали. Ганнибал и Наполеон — наиболее яркие здесь примеры. Превосходство врага в силах и средствах предоставляет гениальным полководцам наиболее широкое поле деятельности для проявления своих военных талантов. Наверное, поэтому и германские генералы Первой и Второй мировой войн по своим военным способностям в целом превосходили генералов союзников на Западе и на Востоке, что не помогло им, однако, выиграть войну.

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА

(1812-1815 годы)

Война между Англией и Соединенными Штатами Америки. Воспользовавшись отвлечением главных сил Британской империи на борьбу против Наполеона, американское правительство рассчитывало захва-

324

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]