Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
маркетинг личности.doc
Скачиваний:
134
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
2.06 Mб
Скачать

6.6. Повторный цикл и «жизнь после смерти»

И в отечественной, и в зарубежной истории отыщется немало примеров «повторного жизненного цикла», т.е возвращения человека к активной трудовой деятельности а нередко и новых творческих взлётов и свершений. Как уже отмечалось выше, многие талантливые и вполне способные к профессиональной деятельности люди заявляли (и заявляют!) о себе на каком-либо ином поприще, в сопредельных сферах деятельности. Будучи на какое-то время «списанными», забытыми коллегами и поклонниками, они вдруг вспыхивают вновь яркими звёздами, привлекая к себе всеобщее внимание, заставляя окружающих восхищаться неожиданными успехами и достижениями.

К примеру, уже упоминавшаяся выше Мария Каллас в какое-то время покинула сцену и в творческом плане как бы перестала существовать («предметная смерть»). Но спустя несколько лет она вдруг снова появляется на публике и даёт десятки концертов в разных городах Европы и Америки, вызывая восторженные овации и поклонение публики.

Многократная чемпионка СССР, мира и Олимпийских игр Лариса Латынина, уйдя с гимнастического помоста, вскоре возвратилась в большой спорт, но уж в качестве тренера сборной команды СССР, которая под её руководством трижды выигрывала олимпийские медали.

Многим читателям наверняка знакома глубокая личная трагедия великого Бетховена, лишившегося слуха едва ли не в зените всемирной славы. Об этом хорошо рассказал в своей книге С.А. Мусский: «Бетховен ощутил ослабление слуха, врачи не сумели помочь ему и, быть может, ускорили течение болезни. Болезнь настигла мастера в зе­ните славы. Бетховен не покончил с собой. Гигантским усилием воли он переборол малодушие. Отныне страданию в личной жизни противостоит безмерная радость творчества. В эти годы тяжких мучений происходит решающий перелом: Третьей симфонией, задуманной в дни кризиса, открывается новый период в творчестве Бетховена, знаменующий еще более высокий взлет его могучей фантазии. Второй творческий период длился около десятилетия».

Когда вчитываешься в биографии великих людей, по разным причинам не признанных при жизни, становится больно и обидно за них: любимому делу отдана практически вся жизнь, а признание со стороны современников при жизни так и не пришло…

Известно, например, что Николай Коперник увидел первый экземпляр своей книги «Об обращениях небесных тел» перед самой смертью. А ведь этот труд практически итожил его многолетние мучительные поиски.

Та же участь постигла и Джеймса Максвелла; его теория не получила всеобщего призна­ния: она считалась непонятной, математически нестрогой, логически необоснованной. Лишь после опыта Генриха Герца, открывшего элек­тромагнитные волны, предсказанные Джеймсом Максвеллом, его тео­рия завоевала признание среди ученых как выдающееся творение XIX века.

Не был признан при жизни и выдающийся генетик Грегор Мендель. Он утверждал: «Моё время ещё придёт». И оно действительно пришло. А его «преждевременные» открытия обессмертили его имя.

В народной памяти по праву живёт и имя Д.И. Менделеева. После его смерти оно было присвоено Русскому химическому обществу, и ежегодно 27 января, в день рождения учёного в Петербурге происходит торжественное заседание, на котором представляют авторов лучших работ по химии и награждают их медалью имени Д.И. Менделеева. Эта награда считается одной из самых престижных в мировой химии.

Кажется, П. Валери – французскому поэту и философу принадлежат слова о значении личности Вольтера: «Вольтер живёт, Вольтер продолжает существовать, он бесконечно актуален».

Быть актуальным– это и есть жизнь личности после смерти. Важно только, чтобы последующие поколения адекватно оценивали факты и события из жизни своих великих предшественников и оценивали бы их с учётом времени и ситуаций, в которых те или иные события свершались. Вот ведь, казалось бы, не так давно произнёс В. Маяковский известные слова: «Ленин и теперь живее всех живых, наше знамя, сила и оружие!». А уже сегодня нашлось много охотников стереть со страниц отечественной истории оба этих имени, бывших в своё время и известными и актуальными.

И уж совсем оптимистично звучат слова о том, что смерть Иисуса Христа (а ведь это тоже была незаурядная личность!) является не печальным концом неудавшейся жизни, а «искуплением за грехи, знаменующим собой начало новой жизни и спасения».

История свидетельствует: многие выдающиеся личности минувших эпох живут в своих учениках и исследователях. Известно, например, что Эрнест Резерфорд был не только учёным–физиком, но и талантливым учителем. Его учениками в Англии являются такие крупные физики, как Н. Бор, Г. Гейгер, О. Ган, П. Капица, К. Харитон, Г. Мозгли, Д. Чедвик, Д. Кокрофт, М. Олифант и др.

Иногда дела выдающихся людей продолжают их собственные дети, причём не менее достойно, чем их «большие» родители.

Классическим примером научного наследования являются мать и дочь Кюри-Склодовские. В 1911 году Шведская королевская академия наук присудила Марии Кюри-Склодовской Нобелевскую премию по химии. Это была её вторая нобелевская премия. Мария берёт в Швецию старшую дочь Ирен. Девочка присутствует на торжественном заседании. Спустя двадцать четыре года она в том же зале получит ту же премию.

Но известны, к сожалению, и другие факты, когда дети «больших» родителей не только не достигали известности и славы своих отцов и/или матерей, но почему-либо компрометировали их, порочили их добрые имена. Таких мы даже не стали вставлять в книжку.

С появлением маркетинговых знаний и технологий люди научились сознательно и целенаправленно управлять собственной судьбой. Повториться же в своих учениках и детях смогли не многие. Что ж, довольно и того, что их самих народ помнит и чтит. Потому что они актуальны!