Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
bileti_IGPZS_luchshie.doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
1.59 Mб
Скачать

32. Становление парламентского правления в Англии: хviii–xiXвв.

В 18 веке в Парламенте существовала сильна партия вакабитов — считала необходимым наделение короля властью

В 1689 - принятие Билля о правах . Подвел итог под революцией.

Наячался процесс с формирования парламентской монархии.

1701 – Парламент принимает Акт об устроении.

Решается вопрос о престолонаследии. Королева Анна на престоле с 1689, без детей. Двоюродная сестра Анны получает престол. Устанавливается личная уния между Англией и Гонновером. Саксон-Ховарды – нынешняя династия.

1706 – установление первого принципа парламентаризма: член Правительства может быть членом Палаты Общин.

1707 – реальная уния между Англией и Шотландией. Возникает Великобритания.

1709 – проворовался лорд Мальборо. Был вынужден подать в отставку. Вслед за ним ушел весь кабинет. Установлен принцип солидарной ответственности Правительства.

1713 – устанавливается принцип, согласно которому король не присутствует на собраниях Правительства.

1739 – пал кабинет Роберта Уолпола. Он вмешался в европейские дела от имени Гонновера.

Вынесен вотум недоверия – Правительство распущено.

Огромную роль играло общественное мнение. Создаются СМИ – четвертая власть. Для этого необходима свобода слова.

1695 – акт, по которому Вильгельм Оранский отменил монополию лондонцев на издание печатных продукций. Любой англичанин мог издавать литературу. Парламент очень часто преследовал неугодных журналистов во внесудебном порядке.

1792 – статут, согласно которому все споры о свободе печати могут решаться только судом присяжных.

В XIX веке вводится кабинетный образ правления. Юридически это было собрание высших чиновников под председательством короля. Но в XIX веке премьер-министр стал собираться с ближайшими министрами и решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики => Тайный совет лишь штамповал заранее найденное решение.

Демократизация избирательной системы, появлялись «гнилые местечки» с большим количеством голосов. Период демократизации закончился в 1911 году принятием Билля о всеобщем избирательном праве.

Главными на­правлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в. были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнитель­ной и законодательной власти — становление системы «ответ­ственного правительства».

Они не были оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух пар­тий за право формировать «Правительство Его Величества». Английская конституция приобрела благодаря этому уникаль­ную форму и не менее уникальное содержание. Помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, важ­нейшее значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи, име­нуемые иначе «конституционные конвенции» =>превратились в правила политического поведения, фактически обязательные для применения не только в силу традиции, но и вследствие того, что их соблюдение было необходимо для под­держания политической стабильности.

Монарх продолжал оставаться главой государства, но посте­пенно превращался лишь в номинального главу исполнитель­ной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, воз­никли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при коро­лях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться на практике с 1707 г.

Король Георг I (1714—1727), не знавший английского языка:), перестал являться на заседания Кабинета, что повлекло за собой важные политические послед­ствия. Прежде всего такое «отчуждение» короля от Кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству Ка­бинетом в руках премьер-министра. Кабинет формально дейст­вовал «от имени Его Величества», но практически самостоя­тельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что «король царствует, но не управляет». Правда, влияние монарха на политику Кабинета нередко быва­ло очень значительным, а фактически утраченные королем пре­рогативы юридически оставались в его распоряжении. Отдель­ные короли пытались использовать их не только в XVIII, но и в XIX в.

Параллельно с переходом прерогатив монарха в руки Каби­нета решался вопрос об ответственности исполнительной вла­сти в лице Кабинета перед парламентом, а точнее, перед его избираемой Палатой общин. По сравнению со средневековой судебной процедурой импичмента должностных лиц это была принципиально новая форма ответственности — политическая. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотно­шений Кабинета и парламента были акты о должностях 1705— 1707 гг., которые, отменив соответствующие положения Актаоб устроении 1701 г., открыли министрам возможность изби­раться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней Кабинет. В 1708—1715 гг. стал утверждаться принцип формирования Кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась си­туация, когда Кабинет не мог долгое время находиться у вла­сти, не имея поддержки (доверия) большинства в Палате об­щин. Победившая на выборах партия, имеющая такое боль­шинство, формировала Кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый «Те­невой кабинет». Однако в первой половине XVIII в. поддержка большинства Палаты общин требовалась пока еще не Кабинету в целом, а только его первым лицам. В конце XVIII в. начина­ют устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты Кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог обра­титься к королю с предложением распустить Палату общин и назначить новые выборы. При этом вопрос о доверии ставился перед Палатой общин самим Кабинетом в связи с прохождени­ем правительственного законопроекта.

Первый случай коллективной отставки Кабинета имел место в 1782 г. из-за поражения Британии в войне с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты по инициативе Кабинета, использовавшего прерогативу Короны распускать парламент, — в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек Палаты общин и Кабинета, в условиях которой последний дол­жен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух политических решений.

В связи с установлением принципа «ответственного прави­тельства» процедура импичмента членов королевской админи­страции вышла из практического употребления, а затем в конце XIX в. актом парламента были отменены и билли об опале.

Таким образом, в течение XVIII в. сформировались в прин­ципе такие черты будущей системы британского парламента­ризма, как «партийное правление» и регулярная смена Кабине­та в зависимости от одобрения его политики Палатой общин. Кабинет становился своего рода «партийным комитетом» пар­ламента, имеющим парламентское происхождение и несущим перед последним коллективную ответственность. Взаимоотношениях

между Кабинетом и Палатой общин приобрели перво­степенное значение для английской политической системы и конституционного развития Великобритании. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической неизбираемой Палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама систе­ма формирования Палаты общин имела феодальный характер и обеспечивала земельной аристократии командные посты в ру­ководстве обществом.

Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным «гнилым местечкам» с незначительным числом жителей пользоваться средневековым правом посылать в Палату общин депутатов, фактически назна­чавшихся Короной или местным лендлордом. Крупные города, выросшие в период промышленного переворо­та, вообще не имели своего представительства. Деятельность парламента была, по существу, закрыта от общества, между членами палат существовали отношения патронажа, процвета­ли подкуп и продажа мест в парламенте (в начале XIX в. сред­няя цена такого места была выше 5 тыс. ф. ст.). Законы против подкупов, с определенной периодичностью принимаемые с конца XVII в., практически не работали.

Право голоса также не было унифицировано и зависело от многих факторовуплаты налогов, семейного положения, имущественного ценза и мно­гих других обстоятельств, которых насчитывалось несколько сотен.

Для права быть избранным имущественный ценз был го­раздо выше, чем для активного избирательного права.

По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, ко­торые имели от земельной (недвижимой) собственности годовой доход в графствах 600 ф. ст. и в городах 300 ф. ст. При этом указанный закон мог быть обойден с помощью фиктивных сде-юк приобретения недвижимости, что часто происходило на практике, тем более что в отдельных городах в начале XIX в. па покупку только одного голоса избирателя уходило до 100 ф. ст. Изменить такую избирательную систему были призваиы избирательные реформы XIX в.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]