Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть Вторая.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
2.39 Mб
Скачать

2.3.Участники уголовного судопроизводства

Основным участником уголовного процесса и субъектом уголовно-процессуальной деятельности в петровскую эпоху становится суд. Не ставя перед собой задачи разделения судебной и административной властей, Петр целенаправленно стремился выделить судебные учреждения в качестве самостоятельных органов, круг деятельности которых ограничивался бы исключительно осуществлением правосудия.

В процессуальном смысле термин «суд» стал использоваться законодателем не только для обозначения суда как учреждения, но и отдельного судьи, действовавшего в пределах своей компетенции. Прослеживается тенденция установления более или менее определенной взаимной инстанционной связи создаваемых в ходе реформ судебных учреждений.

Судья играл ведущую роль в процессе. Он принимал челобитную, возбуждал дело, решал вопрос о вызове сторон или ответчика в суд. Только судья мог допрашивать свидетелей. Именно суд определял порядок допроса свидетелей и предоставления иных доказательств. Вся деятельность суда и оценка им обстоятельств дела строго регламентировалась законом, что полностью исключало проявление какой-либо инициативы со стороны судей.

Поскольку в петровскую эпоху основная масса уголовных дел рассматривалась посредством розыскного судопроизводства, функция уголовного преследования реализовывалась в процессе расследования преступления. При этом помимо задачи уголовного преследования, решались также задача разрешения дела, и задача защиты законных интересов участников процесса. Функция уголовного преследования на досудебных стадиях процесса выполняли как специальные «следователи», возглавлявшие следственные комиссии по особо важным государственным или должностным преступлениям, так различные должностные лица, которые помимо своих административных или полицейских полномочий, наделялись законодателем и обязанностью производить дознание и другие процессуальные действия.

Так как существовало деление на преступления государственные и партикулярные, уголовное преследование могло осуществляться как в публичном, так и частном порядке. В делах публичного обвинения обвинителем становился государственный орган: фискал, прокурор, земский комиссар, а также судья, которые должны были, обнаружив преступления, касавшиеся государственных интересов, принимать все необходимые меры по изобличению преступников. В этой связи следует особо выделить Преображенский Приказ. Это учреждение проводило под руководством стольника Ф. Ю. Ромодановского следствие и суд по всем политическим преступлениям и делам, возбуждавшимся по обвинению в «слове и деле государеве». В 1718 г. эстафету Преображенского приказа приняла Тайная розыскных дел канцелярия, во главе которой стояли П.А. Толстой и А.И. Ушаков.

В делах частного обвинения обвинителем был сам потерпевший, и дело возбуждалось по его заявлению, «когда челобитчик, который на ответчика учиненного ради преступления пред судом жалобу приносит, и со оным только процесс имеет»1. Такого рода дела могли рассматриваться как в состязательном, так и в розыскном порядке. Форма процесса зависела от тяжести совершенного преступления.

В процессе начатых Петром грандиозных административных преобразований, в мае 1718 года в Петербурге был учрежден новый административный орган, призванный вести борьбу с профессиональной преступностью и обеспечивать охрану общественного порядка – полиция.

Первым генерал-полицмейстером император назначил своего денщика португальца Антона Мануилловича Девиера и написал для него инструкцию - «пункты». В этих «пунктах» были кратко определены обязанности полиции и генерал-полицмейстера. Однако Император постоянно дополнял и расширял функции этого нового государственного института.

Наиболее подробно задачи полицейских учреждений были изложены в тексте Регламента Главному магистрату. В нем говорилось, что «полиция споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, недобропорядочное и непотребное житие отгоняет, и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей города и в них улицы регулярно сочиняет2, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем, потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам; и в домах запрещает излишество в домовых расходах и все явные погрешения; призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце же над всеми сими полиция есть душу гражданства и всех добрых порядков и фундаментальной подпор человеческой безопасности и удобности»1.

Безусловно, столь высокие требования, предъявляемые полицейским учреждениям, были обусловлены стремлением императора создать в России «регулярное государство». Именно поэтому, в обязанности полиции вменялись не только обеспечение безопасности граждан, но и мелочный контроль всех сфер их жизни.

О той важность, которая придавалась полиции императором, можно судить даже по тому, как выглядело полицейское обмундирование. Полицейскому полагалась епанча, кафтан василькового цвета с красным обшлагом, камзол красный или зеленый, штаны василькового цвета, картуз с красными отворотами, чулки красные и васильковые и галстук. Обязательным атрибутом патрульного полицейского был барабан, при помощи которого он привлекал внимание граждан, чтобы довести до их сведения царские указы или сделать необходимые объявления. Отметим, что жалование полицейские чины получали из доходов своей канцелярии, которые складывались из различных штрафов и сборов с населения2. Штат полицейской канцелярии должен был состоять из секретаря, комиссара, нотариуса, регистратора и заплечного мастера – палача.

Как видно из текстов нормативных актов, одной из основных задач городской полиции было выявление и поимка правонарушителей: воров, разбойников, мошенников, беглых, дезертиров и просто беспаспортных людей3. Основными средствами полиции при этом были облавы, проводившиеся по кабакам и рынкам, а, также, контроль за продвижением по городским улицам в ночное время. Все городские улицы перегораживали рогатки или по-новому «шлахбаумы», а при них в караулах выборные от посада горожане, которые должны были обеспечивать спокойствие граждан в ночное время и задерживать подозрительных лиц.

По мысли Петра, полиция должна была заниматься только теми правонарушителями, которых ловили с поличным на улицах, а теми, на кого поступали жалобы и судебные иски – надворные суды. Всех задержанных, которых предписывалось содержать на особом «каторжном» или «съезжем дворе», находившемся при полиции, допрашивали, составляли «расспросные речи» и отсылали их вместе с преступниками в Надворный суд. Из этого суда в полицию направляли осужденных для их дальнейшей отсылки на каторгу.

В петровскую эпоху, стороны продолжают именоваться «истцом» (челобитчиком) и «ответчиком». В «Кратком изображении процессов…» дается определение челобитчика, в котором соединены два понятия – истец (потерпевший) и частный обвинитель. Это физическое лицо, обратившееся в суд с иском о причинении вреда в делах публичного обвинения. Частным обвинителем потерпевший или его представитель становились в делах частного обвинения.

Отметим сразу, что понятие «ответчик» тоже имеет двойственный характер. Это и сторона в гражданском процессе, и подсудимый в уголовном. Такое смешение понятий происходило оттого, что законодатель все еще не разделял гражданский и уголовный процессы.

Институт представительства сохраняется практически без изменений, хотя и появляется новый термин «адвокат» (Ст.1.Гл.5 «Краткого изображения процессов»). Правовое положение адвоката ничем существенным не отличался от положения представителя стороны, установленным Соборным Уложением 1649 года. Несмотря на иностранное название, адвокат выступал в процессе не наряду со своим подзащитным, а вместо него. Традиционным было и то, что представительство допускалось лишь при наличии важных обстоятельств, делающих личную явку стороны в суд невозможной. При розыскной форме процесса присутствие адвоката не допускалось вообще, так как в этом случае ответчик переставал быть субъектом процесса, но становился его объектом1.

Функцию защиты в уголовном процессе выполнял сам ответчик или его представитель (в состязательном процессе). Он имел право, при любой форме процесса, знакомится с выдвинутым против него обвинением и узнавать, кто это обвинение выдвигает – «кто есть челобитчик», а также заявлять отвод судье и свидетелям обвинения, выдвигать защитительную версию и подкреплять ее всеми возможными доказательствами. Ответчик обязан был явиться в суд в установленный срок, отвечать на все предъявляемые ему обвинения и не препятствовать выяснению обстоятельств дела.

Среди участников уголовного процесса, выполняющих функцию содействия уголовному судопроизводству, следует в первую очередь назвать свидетелей. В петровском законодательстве проблеме свидетельских показаний уделялось особое внимание. Все свидетели обязаны были приносить присягу. Именным указом от 21 февраля 1697 года за лжесвидетельство устанавливалась смертная казнь. В «Кратком изображении процессов и судебных тяжеб» были окончательно закреплены требования, предъявляемые к свидетелям. Так, в качестве свидетелей могли привлекаться лишь лица, названные в законе «добрыми и безпорочными». Кроме того, закон содержит подробный перечень лиц, которые не могли быть привлечены в качестве свидетелей. Устанавливает обязанности свидетелей: являться по вызову, присягать и давать правдивые показания.

В военных судах помогали обеспечивать судопроизводство специалисты – аудиторы, от которых законодатель требовал «доброго искусства в правах» и «добрым быть юристам, дабы при кригсрехтах накрепко смотрели и хранили, чтоб процессы порядочно и надлежащим образом отправлялись»1. В гражданских судебных учреждениях эту же функцию осуществляли различные судебные чиновники: регистраторы, переводчики, нотариусы2, секретари или протоколисты.