Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть Вторая.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
2.39 Mб
Скачать

3.7. Доказательства и доказывание.

В екатерининскую эпоху основное внимание в процессе доказывания уделялось установлению предмета доказывания, то есть, обстоятельствам, подлежащим обязательному установлению по делу. Уже на стадии досудебной подготовки дела, проводя первоначальное устное разбирательство, Управа благочиния должна была установить: событие преступления (время, место, способ совершения и др.); виновность лица в совершении преступления, форма его вины, мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением1.

Хотя доказывание в этот период и не подвергалось детальной регламентации, однако императрица все же попыталась придать этому процессу некую процессуальную форму. Она не только определила главную цель доказывания – установление объективной истины, но и предложила наиболее целесообразный порядок познания истины по делу, существенно ограничив при этом применение пытки как способа получения признательных показаний.

Процесс собирания, проверки и оценки доказательств был формализован еще в петровскую эпоху. Законодатель установил исчерпывающий круг (систему) доказательств, разделив их по степени доказательной силы – от наилучшего к наихудшему, надеясь тем самым избавить судопроизводство от излишней волокиты. Однако, как свидетельствуют многочисленные источники, большинство дел дожидались своего разрешения не просто годами, а иной раз и десятилетиями.

В судебной практике XVIII в. внесенные Петром процессуальные изменения использовались незначительно. Российские судьи не занимались утомительной арифметикой и не подсчитывали, сколько в их распоряжении имеется доказательств полных, сколько неполных. Все их действия сводились к решению одной главной задачи – определить круг участников преступления, путем получения признательных показаний. Для этого у них имелся традиционный арсенал процессуальных действий: допрос с пристрастием, очная ставка и пытка.

Характерной чертой процесса того времени (и это никак не корреспондировалось с нормами закона) было обязательное использование всех этих действий, даже если у суда уже имелось полное доказательство вины преступника. Складывается впечатление, что процессуальное законодательство эпохи абсолютизма шло своим путем, развиваясь и совершенствуясь, судебная практика продолжала двигаться в традиционном направлении. Их траектории совпадали очень редко.

В качестве иллюстрации приведем несколько примеров, почерпнутых из текстов екатерининских указов. С гневом и недоумением императрица упоминает случай затянувшегося на 2 года судебного разбирательства по делу некой «крестьянской женки», которая обвинялась в поджоге избы. Несмотря на то, что она сразу признала себя виновной и дала обстоятельные показания, ее «подвергали пытке в том только, с умысла ль она людскую избу сожгла»1.

Еще несколько человек, подозреваемых в «разбое крестьянских дворов и в грабеже пожитков», на допросе сразу во всем сознались. Однако их трижды пытали, а затем в отношении каждого из них был проведен повальный обыск2. Также традиционно судьи не считали судебное следствие законченным, пока все подозреваемые не признают себя виновными. Суд затягивался на долгие годы, и это несмотря на то, что законодательство устанавливало строго определенные сроки судебного разбирательства и предусматривало институт оставления в подозрении.

Порядок допроса обвиняемого и свидетелей, приведения доказательств, организация очных ставок, да и сама последовательность судебного следствия остались на уровне предыдущего столетия. Исчезли лишь наиболее архаичные формы свидетельских показаний общая ссылка и ссылка из виноватых. Однако продолжал существовать институт повального обыска, организация которого требовала значительных временных затрат.

Считая судебное следствие центральным и наиболее сложным элементом процесса, Екатерина завершила его регламентацию, четко определив в двух своих Указах порядок и последовательность всех процессуальных действий1. В законах устанавливался месячный срок судебного разбирательства и порядок производства судебных действий на этой стадии процесса.