Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть Вторая.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
2.39 Mб
Скачать

3.5. Принципы уголовного судопроизводства

Эпоха Екатерины Великой внесла еще один существенный вклад в организацию российского правосудия. Императрица законодательно закрепляет важнейшие идеи и положения, определяющие построение уголовного процесса в целом и его конкретных институтов. Идеи европейского просвещения, исходящие из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, впервые были закреплены в нормативно-правовых актах.

Так, принцип законности применительно к уголовному судопроизводству выражался в требовании осуществлять производство по уголовным делам в точном соответствии с законом. Это требование неоднократно встречается в текстах Учреждений и Устава благочиния.

В ст. 245 Учреждений сказано: «Земский исправник сам собою ни на кого не налагает пени, или наказания, но сие учинить имеет суд по законам». Та же формулировка содержится в ст. 268 в отношении городничего2. Учреждения для управления губерний создали на местах целый штат чинов прокурорского надзора одной из важнейших задач которого был контроль за законностью и действиями чиновников судебных учреждений.

Ст. 407 Учреждений гласит: «Понеже для споспешествования правосудия, и для сохранения добраго законами установленнаго порядка в судебных местах, сколь в разсуждении судий, столь и в уважение истцов и ответчиков полезно есть, когда судебныя места снабдены нарочными людьми, коим предписано и коих долг есть быть взыскателями исполнения узаконений, наказания преступлению, а невинности защитою»1. Ст. 404 уточняет это положение в отношении прокурорских чиновников Губернского правления: «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка законами определеннаго, и в производстве и отправлении самых дел»2. (Курсив мой – Т.А.). Таким образом, прокурорский надзор учрежденный Екатериной на местах должен был стать важнейшей гарантией законности уголовного судопроизводства.

Среди новых процессуальных принципов, установленных екатерининским законодательством следует назвать право на суд «равных», то есть введение системы сословных судов, призванных обеспечить «правый и равный суд всякому состоянию».

Екатерининское законодательство закрепляет положение об индивидуализации ответственности. Впервые это положение встречается в Именном указе от 22 августа 1765 г. «Об отмене вытей, налагаемых на целые селения, и о штрафовании тех только крестьян, которые о ворах и разбойниках знали», а также в Указе от 1 апреля 1768 г. « О ссылке жен, производящих корчемство без ведома и согласия мужей своих, в Оренбург на поселение, оставляя мужей и детей их на прежних жилищах»3. Подобную норму в одинаковой формулировке находим и в ст. 55 Жалованной грамоты дворянству 1785 г.: «Да не взыщется на дворянстве вообще личное преступление дворянина», и в ст. 43. Жалованной грамоты городам 1785 г.: «Да не взыщется на обществе градском личное преступление гражданина»1.

Екатерина неоднократно заявляла и о том что, наказание должно соответствовать преступлению, то есть декларировала принцип соразмерности наказания.

В Наказе Уложенной комиссии нашел свое отражение принцип презумпции невиновности: «…Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут лишить его защиты своей прежде, нежели доказано будет, что он нарушил оные»2. В правление Екатерины Великой было сформулировано и законодательно закреплено право обвиняемого на защиту3.

Принцип независимости суда выражен в ряде статей Учреждений, регламентирующих права и обязанности прокуроров и представителей местной администрации. Так, в ст. 406. п. 9 сказано: «Губернские стряпчие и губернский прокурор во время решения дела из присутствия выходят, судебныя же места решат все дела по точной силе и словам закона, не смотря ни на чьи требования, или предложения»4. Точно такая же формулировка содержится и в ст. 409. п. 8 и ст. 410. п. 8 относительно нижестоящих прокуроров и стряпчих.

Смысл этих статей можно свести к следующим положениям: никто не вправе оказывать давления на судей и указывать, как должно быть решено конкретное уголовное дело, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда с целью воспрепятствовать объективному рассмотрению дела либо добиться вынесения незаконного решения запрещается законом, судьи рассматривают и разрешают дела, руководствуясь исключительно нормами законов.

Как показывает исторический опыт, данный принцип, впервые сформулированный в екатерининском законодательстве, базовым принципом российского правосудия не стал, не был он реализован и в уголовном процессе, поскольку никогда не имел под собой необходимого основания – гарантий независимости судей и разделения властей в государстве.