Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия познания.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.19 Mб
Скачать

Коллинз

Антони Коллинз (1676 — 1729 гг.) — ученик Локка, автор очерка "Рассуждение о свободомыслии", "Рассуждения об основах и причинах христианской религии", "Философского исследования чело­веческой свободы".

Под свободомыслием Коллинз понимал: "применение ума, состоящее в стремлении узнать значение какого бы то ни было положения, в рас­смотрении характера доказательств "за" или "против" него и в сужде­нии о нем в соответствии с кажущейся силой или слабостью этих до­казательств". Он говорил о причинах свободомыслия, что: "1). Если знание некоторых истин заповедано Богом, если знание дру­гих истин полезно для общества, если незнание опасно для нас, тог­да мы имеем право знать любую истину, мыслить свободно...; 2). Как в ручных ремеслах, только путем проб, сравнений и опыта, мы постигаем, что является лучшим и совершенным, так в науках совершенства можно достичь только через свободомыслие; 3). Если лю­ди или пренебрегают мышлением, или позволяют убедить себя, что они не имеют права свободно мыслить, они не только не смогут достичь совершенства в науках, они дойдут до самого большого абсурда, какой только можно себе представить, как в принципе, так и в практике.

Сколько их, абсурдных представлений о божестве не только у язычни­ков, но и у христиан!".

Свободомыслие состоит в непредубежденном анализе значения, причин, доказательств, которые поддерживают или опровергают какую-либо теорию. К числу абсурдных, необоснованных идей Коллинз отно­сил следующие: "Непогрешимость человека или собрания людей, данная священникам власть осуждать или спасать, поклонение образам, святым и реликвиям и тысяча других глупостей, каких никог­да не было даже у язычников". Немало глупостей в этике, в астрономии, натурфилософии и в других науках. По мнению Коллинза, католи­ческие священники и лютеранские пасторы сами отказались от собственного разума и требуют от верующих того же.

О разуме Коллинз писал: "Я не вижу иного способа отличить истину от лжи или узнать, нахожусь я в безопасности или подвергаюсь риску, кроме как используя разум, которым наградил меня Бог". Сила дьявола "распространяется обратно пропорционально разуму".

О свободе воли Коллинз говорил: неверно считать, что "человек детерминирован подобно часам или другим предметам того же рода, которые, из-за отсутствия чувств и мыслей, подчинены абсолютной необходимости, физической и механической". То, что человеческое действие детерминировано рациональными мотивами, не противоречит требованиям морали, а скорее наоборот, является лучшим способом спасти мораль.

Тиндаль

Мэтью Тиндаль (1653 — 1733 гг.) — автор сочинения "Христианство так же старо, как и творение". Развивал идею союза теории естественного права и деизма.

В "Очерке о власти магистрата и правах людей в вопросах религии" Тиндаль писал: "Под религией я понимаю веру в Бога, понимание обя­занностей как результат знания, которым мы обладаем о нем и о нас самих, и отношениях, в которых мы находимся с ним и нашими близки­ми".

Тиндаль противопоставлял естественную религию т. н. позитив­ной религии. Естественную религию он считал внутренним познанием, мало чем отличающимся от религии Откровения, как внешнего познания. Откровение считал по сути бесполезным. По своему содержанию оно "воспроизводит рели­гию природы" (естественную). Там же, где наблюдается расхождение, там — суеверие и насилие.

Истинная религия разумна, а разум — проводник на­ших действий: "Бог не дал людям никакого другого средства, кроме разума, Бог сделал нас мыслящими существами, и разум подтверждает, что такова его воля, чтобы мы действовали по достоинству нашей натуры". И далее: "Как глаз — единственный судья доступного видению, а ухо — слышимого, так разум — единственный судья того, что разумно".

Батлер

Джозеф Батлер (1692 — 1752 гг.) — епископ, автор работ: "Пятнадцать проповедей о человеческой природе", "Аналогия религии, есте­ственной и Откровения, с устройством и движением природы", "Шесть проповедей, произнесенных по общественным поводам".

Батлер утверждал, что даже "наиболее мудрый и наиболее образованный человек не может понять дел Бога, методов и планов Его промысла в создании мира и в управлении им. Творение абсолютно и целиком за пределами наших максимальных способностей". Причины "полностью остаются во тьме нашего неведений". Согласно Батлеру, мы лишь описываем некоторые правила, относящиеся к частно­му повторению наблюдаемых явлений, но "природа и суть вещей — это то, в чем мы совершенно не осведомлены" "Каждый открытый секрет, каждое открытие убеждают нас в бесчисленных фактах, остающихся еще спрятанными, о существовании которых мы прежде даже не подозревали". Мы можем узнать "кое-что о планах Провидения, достаточное, чтобы поддержать нашу религию и добродетель", однако, "его общая система с необходимостью должна оставаться за пределами нашего понимания".

Не будет "ни в какой мере абсурдным пред­положить, что вуаль наброшена на некоторые истоки бесконечной силы, мудрости и доброты, созерцание которых могло бы, тем или иным об­разом, слишком сильно поразить нас; цели лучше отбираются и реали­зуются, если они скрыты от нашего сознания". Разум вовсе не всемогущ, а "религия заключается в подчинении и покорности бо­жественной воле". Такому поведению способствуют "неведение, поверхностность разума, искушения, трудности и беды". Человек не должен удивляться, если с ним случаются "таинственные вещи, когда он пытается докопаться до их сути".

Наше "незнание, — добавляет Батлер, — является ответом на многие вопросы, вызванные возражениями против религии, особенно на те, что возникают при кажущемся зле и несправедливостях в устройстве природы и управлении миром". И "поскольку устройство природы, методы и намерения Провидения в управлении миром выше нашего понима­ния, мы должны смириться с незнанием и заниматься тем, что на уровне наших способностей и что составляет реальную обязанность".

Батлер отстаивает нормативную ценность сознания. Если разум "не заставляют силой молчать, он стремится, естественным образом и спонтанно, предвосхитить высшее, решающее суждение ... Именно благодаря этой возможности, естественной для человека, он является существом моральным, которое само для себя закон".

Батлер все же старается отыскать путь познания трансцендент­ной (божественной) реальности. Это путь аналогии. "Вероятная очевидность ... предлагает только несовершенную форму информации для существ с ограниченными способностями. Для безграничного разума нет ничего вероятного, все ясно и определен­но, но для нас вероятность — эффективный проводник в жизни". Такая аналогия способна соединить ограниченный разум и разум безграничный. Все в мире устроено "по одним и тем же законам и прин­ципам божественного Провидения".