Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия познания.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.19 Mб
Скачать

Ламетри

Жюльен Офре де Ламетри (1709 — 1751 гг.) — доктор медицины. Автор ряда произведений: "Естественная история души", "Человек-растение". "Животные — большее, чем машина", "Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души", др.

Он писал: "Все, что не добыто из лона самой природы, все, что не является феноменом, причиной, следствием — одним словом, наукой о вещах, — никакого отношения к философии не имеет и происходит из чуждого ей источника". О материализме он говорил: "А если материа­лизм хорошо обоснован, если он является очевидным результатом всех наблюдений и опыта самых крупных философов и медиков, если эта сис­тема была объявлена только после внимательного изучения природы, тщательнейшего обследования животного мира и глубокого исследования человека во всех его состояниях и на протяжении всей жизни?... Стоя перед самой истиной, неужели мы не пожелаем, сделав усилие, нагну­ться и поднять ее?"

"Природа души и человека, и животных, — писал Ламетри, — есть и навсегда останется такой же непознанной, как и природа материи и тел. Скажу больше: душа, абстрактно отделенная от тела, подобна материи, рассматриваемой без учета всякой формы; ее невозможно воспри­нять".

Априорные исследования человека Ламетри считал напрасными. "То­лько апостериорно можно, не говоря пока о раскрытии самой природы человека, добиться более высокого уровня понимания данного вопроса".

Тело, по Ламетри, — это "машина, сама по себе заводящая пружины, которые приводят ее в движение... Мы мыслим и даже совершаем нравственные поступки, так же как чувствуем радость или прилив отваги; все зависит от способа, каким настроена и подготовлена наша машина. Душа испытывает влияние воспитания и образования и ощущает изменение состояния тела". А "поскольку все способности души зависят исключительно от особенностей устройства мозга и всего тела, они должны отождествляться с этим устройством. Вот и получилась высокоинтеллектуальная машина!".

В действительности, душа"всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего на­чала. Одушевленные тела имеют все необходимое для движения, чувств, мышления, раскаяния — одним словом, могут вести как физическую, так и зависящую от нее этическую жизнь".

Между животным и человеком Ламетри видел только количественное различие: человек обладает большей степенью чувственности.

Материализм и атеизм Ламетри характеризовал как избавление от религиозных суеве­рий: "Каждый, кто воздвигает в своей душе алтарь суевериям, обречен обожать идолов, а не почитать добродетель". «Если бы атеизм был распространен повсюду, то все религиозные конфессии развалились бы до основания, не стало бы теологических войн и борцов за рели­гию. Освобожденная от страшного яда природа снова обретает свою чи­стоту и свои права».

Дидро

Дени Дидро (1713 — 1784 гг.) — сын ремесленника. Учился в иезуитском колледже. Получил звание магистра искусств. Занимался перево­дами. Он автор многих работ: "Философские мысли", "Письмо о слепых в назидание зрячим", "Мысли об объяснении природы", "Разговор Даламбера и Дидро", "Сон Даламбера", "Философские принципы относительно материи и движения", "Опровержение Гельвеция", др. Он — главный вдохновитель "Энциклопедии".

В "Философских мыслях" Дидро полемизирует одновременно с атеизмом и с религиозными "суевериями", которые должны быть заменены естественной религией, основанной на вере в природу. Что касается Святого Писания: "Доказывать Евангелие с помощью чуда — значит доказывать нелепость с помощью противоестественного явления". Дидро ставит под сомнение не только чудеса, но и божественное вдох­новение как источник Святого Писания.

О страстях Дидро пишет возвышенно: "...лишь страсти, и страсти сильные, могут возвысить дух для великих дел. Без страстей не будет больше ничего возвышенного ни в обычаях, ни в делах и тво­рениях; искусства пойдут вспять к неискушенности, а добродетель ста­нет педантичной... Поставить себе целью подавление страстей — верх безумия".

Дидро порывает с идеализмом и религией, становится последовательным материалистом и атеистом. Он пишет: "Предположение о каком бы то ни было существе, находящемся вне материальной вселенной, невозможно. Гипотезы подобного рода не должны больше выдвигаться, потому что из них нельзя сделать никаких выводов". "Сколько абсурдных предположений, сколько ложных представлений, сколько иллюзорных понятий кроется в гимнах, которые отважились сложить во имя Творца безрассудные защитники конечных причин".

Дидро высказывает мысль о том, что ощущение является всеобщим свойством материи. Предвосхищает ряд положений эволюционно­го учения. Говоря о яйце, Дидро отмечает: "Это яйцо опрокидывает все теологические школы и все храмы земли". Он задает вопрос: "Каким же образом эта масса (яйцо — СХ) перейдет к другому устройству, к чувствительности, к жизни?" И отвечает: "Посредством воздействия теп­ла. Что производит тепло? Движение".

Мышление (суждения) и чувства нельзя сво­дить к простейшей чувствительности, так как последняя составляет их условие, а не сущность, не является движущей силой. Дидро не разделял стремления Гельвеция сводить понятия, познание человека к сумме ощущений.

Дидро — философ-гуманист, верящий в разум: "Если я откажусь от разума, здравого смысла, то у меня больше не будет никакого настав­ника и проводника". Но Дидро не доводит дело до признания всемогущества разума. Он допускает сомнение и истинный скепти­цизм. Он сомневается во всем, во что верит даже сам, но при этом доверяет тому, что доказывают разум и чувства: "То, что никогда не ставилось под сомнение, нельзя считать проверенным и доказанным. То, что никогда не подвергалось непредубежденному рассмотрению, не было по-настоящему исследовано. Значит, скептицизм — первый шаг к истине".