Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубко История европейской этики Античная этика.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 2. Гесиод. Мораль земледельца

Гесиод (ок. сер. VIII в. до н.э.) — возможно, младший современник Го­мера, небогатый землевладелец из Беотии, местности на севере Пело­поннесского полуострова. Гесиод выражал взгляды малоимущих крес-

Глава 2. Гесиод. Мораль земледельца

19

тьян, чьи интересы позднее были закреплены в «Благозаконии» Соло­на и реформах VI в. до н.э., давших начало афинской демократии.

Гесиод известен как автор «Теогонии», свода древних мифов, и ди­дактического1 сочинения «Работы и дни. Земледельческая поэма» (ок. 700 до н.э.). Один из первых моралистов античного мира, Гесиод полагал, что «исполнил свой долг перед богами и человеком» и объяс­нил «смертным, как надо жить, чтобы быть счастливыми».

Греческий полис представлял собой политический и социальный со­юз свободных земледельцев, землевладельцев и рабовладельцев (граж­дан). Вокруг полиса находились участки земли, которыми владели граж­дане. Экономическую основу полиса составляло мелкое землевладение. Древние верования, взгляды, празднества, быт крестьян оказывали большое влияние на жителей полисов. Поэтому полисная культура в значительной степени оставалась крестьянской. Так как благосостояние граждан (и полиса) определялось развитием и состоянием сельского хо­зяйства, земельный вопрос переплетался с политикой, нормативными и смысложизненными проблемами. Римский писатель Катон Старший тоже использовал форму «трактата о земледелии», чтобы выразить свое мировоззрение и представления о надлежащем ведении дел.

Во времена Гесиода произошло знаменательное событие — в отно­шения людей проникли деньги. Они подрывали патриархальный ук­лад и настраивали людей друг против друга. Всякий, кто касается де­нег, не может сохранить невинность, говорили древние. Богатство в виде денег отделилось от богатства в виде земли. Земля превратилась в предмет купли-продажи. Так экономические проблемы стали час­тью, и возможно самой главной, жизненных проблем. В то же время старая земельная аристократия («добрые») приходила в упадок. Гесиод понимал, что отдельные семьи, в частности его собственная, переме­щаются вниз по экономической и социальной лестнице и переходят в разряд «нуждающихся». Конечно, землевладельцы и земледельцы как общественный класс сохранились, но его состав и ценности изме­нились. У них не было возможности участвовать в политике (проводя время в городских диспутах, в отрыве от своего хозяйства), им был не­доступен праздный образ жизни благородных, arete, требовавший де­нег и богатства. Именно поэтому Гесиод уговаривает собратьев-земле­дельцев скорее позабыть об этих «аристократических» стандартах и заняться доходностью имений, т.е. главной целью сделать процветание хозяйства, а не самореализацию. Жизнь без усилий, в праздности не

1 Дидактика (от греч. didaktikos — поучительный) — раздел педагогики, жанр нравоучений и наставлений.

2*

20

Часть I. Античное наследие

даст arete бедному человеку. Лучшее для него — трудиться (труд угоден бессмертным богам), увеличивать свое благосостояние, не загляды­ваться на чужой достаток. Бедному вредна гордость. И благородным отныне приходится делать то, что обычно делали «худшие». С одной стороны, им не избежать «делать все, что угодно», с другой стороны, они должны ценить справедливость, этот дар Зевса, и верить в то, что несправедливые не могут достичь процветания. Несправедливых ждет возмездие. Кто вредит другим, тот, в сущности, вредит себе.

Регресс. Гесиод идеализировал прошлое. Его взгляды полны истори­ческого и морального пессимизма: из пяти поколений людей (золотое, серебряное, медное, божественный род героев и железное) нынеш­нее — наихудшее. Явившееся на смену «божественному поколению ге­роев», которое воспел Гомер, оно оказалось низким и безнравствен­ным. Растет «порча нравов»: «чужими станут дети и отцы, братья, товарищи, гости и хозяева», «где сила, там будет и право, стыд пропа­дет», «лживые клятвы», «зависть злорадная и злоязычная», «отлетят от смертных совесть и стыд, от зла избавленья не будет». Становление классового общества мыслится у Гесиода моральной катастрофой. Ана­логичным образом отзывались о процессах деформации общественных отношений иудейские пророки VII в. до н.э.

Труд. Гесиод, возможно, был единственным греческим интеллиген­том, который довел до нас мнение демоса. Он видит окружающий мир глазами простого человека, земледельца, чьи главные жизненные цен­ности заключаются в справедливости, честности, трудолюбии, семье, соседских и дружеских связях. Гесиод проповедует бытовую и ценност­ную солидарность, несомненно выгодную мелким собственникам-тру­женикам. Деревенские жители, члены сельской (соседской) общины сознавали себя единым коллективом. Основной хозяйственной едини­цей оставалась семья. Поэтому семейные отношения имели и утилитар­ное значение (человек не мог в одиночку справиться с хозяйством, об­работать землю, держать в порядке дом и имущество), и моральное. Лишение близких, семьи, детей, родственников расценивалось как кара богов за какие-то преступления. Большое место в крестьянской психо­логии занимал дом (ойкос). Проклятие дому считалось весьма суровым предостережением обидчику. На могильных памятниках часто изобра­жены символы дома — ключи, молоточек для стука в дверь. Гесиод — представитель архаичной педагогики и идеализации семьи.

В данном сочинении Гесиода содержится длинное и поэтически оформленное брюзжание по поводу того, как тяжек крестьянский труд и какую несправедливость чинят земледельцу жадные аристокра­ты — басилевсы. Гесиод отнюдь не намеревался славить труд и вы-