Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубко История европейской этики Античная этика.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 7. Этика Эпикура

Эпикур (341—270 до н.э.) — афинский философ и гражданин, родил­ся и вырос на о. Самос, где находилось большое поселение (колония) афинян. В возрасте 18 лет впервые приехал в Афины для подтвержде­ния и регистрации своего гражданства, а также для прохождения во­енной службы. Семья Эпикура жила небогато: отец Неокл, вероятно, был воспитателем в школе, а мать ворожила и за небольшую плату

Глава 7. Этика Эпикура 55

проводила в домах, куда ее приглашали, магические ритуалы, дабы умилостивить богов и отвратить болезни. Мальчиком Эпикур сопро­вождал ее, нес поклажу и помогал в сеансах магии. По-видимому, уже тогда он составил себе мнение о вреде предрассудков и суеверия.

Эпикур — школьный учитель и необыкновенно плодовитый писа­тель, создавший более 300 сочинений (свитков), в которых, надо за­метить, ни разу не цитировал никаких философов, за исключением, быть может, Демокрита. Христианская цивилизация уничтожила поч­ти все произведения Эпикура — они были полны насмешек и издева­тельств над философами и их хваленой мудростью. Так, платоников он называл «льстецами Диониса», а Платона — «человеком золота», Аристотель, по мнению Эпикура, «распутник, который после того, как промотал наследство, пошел в армию и торговал усыпляющим зе­льем», Протагор — «учился грамматике в деревне», «носильщик и ко­пиист» при Демокрите, Гераклит — «путаник», почитаемый Демокрит и тот — «болтун»1.

Эпикур обратился к занятиям философией в 14 лет, познакомив­шись с книгами Демокрита. Как выдающийся мыслитель раскрылся в возрасте 36 лет, когда созданная им школа заблистала на фоне дру­гих, постепенно угасавших философских школ. Школа Эпикура рас­полагала сводом «золотых правил», состоящим из 40 позиций.

Эпикур был человеком в высшей степени самоуверенным, свое уче­ние называл не иначе как «изречения оракула». И поскольку он прези­рал грамматику, историю, математику, пренебрегал логикой, а скорее всего, плохо их знал, то исключил все это из своей философии. Его уче­ние состоит из этики и натурализма при полном отсутствии традицион­ной теологии. Будучи продолжателем атомистической теории Демокри­та, он полагал, что и душа человека состоит из атомов, на которые распадается после смерти. Следовательно, нет и не может быть ни за­гробной жизни, ни бессмертия души. Эпикур признавал существование богов, но утверждал, что они не вмешиваются в дела людей. Плутарх от­метил, что боги Эпикура «как рыбы Гирканского моря, от которых мы не ждем ни вреда, ни пользы». По Эпикуру, идея этического всемогуще­го божества внутренне противоречива: «Бог или хочет уничтожить зло и не может, или может, но не хочет, или не может и не хочет, или хочет и может. Если он хочет и не может — он бессилен, что несовместимо с бо­гом; если может и не хочет — он зол, что также чуждо богу. Если не мо­жет и не хочет — он бессилен и зол — это призрак, а не бог. Если хочет и может, что единственно подобает богу, откуда тогда зло? Или почему он

1 См.: Hicks, R. D. Stoic and Epicurian. N.Y., 1962. P. 155.

56

Часть I. Античное наследие

его не устраняет?» Эпикур не выдвигал никаких политических целей и не понуждал заниматься общественной деятельностью.

Соотечественники любили Эпикура и почтили его еще при жизни множеством медных статуй, а ученики не скупились на похвалы и бы­ли, говорят, «прикованы к его учению, словно песнями сирен». О нем отзывались как о человеке, любящем Отечество, благочестивом и бла­годарном, кротком и добром, заботливом сыне и брате. Подчеркива­ли его скромность, доходившую до «такой крайности, что он даже не касался государственных дел». Эпикур проповедовал скромность, од­нако завещал ученикам всегда праздновать его день рождения. Он так и не мог скрыть от проницательных взоров свое тщеславие и самодо­вольство. Но Эпикур отнюдь не всем был по вкусу. По мнению крити­ков и недоброжелателей, Эпикур — «самый последний из физиков, самый бесстыдный самосец, словоучительский отпрыск, невежест-веннейший из смертных» (Тимон). По-видимому, в нем было обая­ние, но была и ограниченность.

Эпикур высказывал взгляды «свободомыслящих мещан», которым их мелкое хозяйство, хотя и давало иллюзию самостоятельности, не обеспе­чивало изобилия и роскоши. В угоду этим людям без претензий Эпикур провозгласил свои правила: «живи без боли» и «проживи незаметно». Малообеспеченным слоям предназначалось теоретическое оправдание обособленности и бедности. Эпикур писал в письмах друзьям, что ему довольно воды и простого хлеба: «Пришли мне горшочек сыра, чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется». Эпикур придавал большое значение частной жизни. В этом смысле он фактически защи­щал индивидуализм. Вместе с тем был общительным человеком и счи­тал, что общение необходимо для счастливой жизни. Он не мог предать античную традицию восхваления дружбы. Более того, он признает друж­бу высшим благом, хотя дружба смертна, лишь мудрость — бессмертна. Смертное благо он предпочитает благу бессмертному. Дружбой не жерт­вуют ради мудрости. Одиночество мудреца — это нонсенс.

Эпикур отставил в сторону метафизику и сложный концептуализм Платона и Аристотеля, предпочтя им учение о практическом поведе­нии, опирающемся в первую очередь на чувства. Сенсуализм обязыва­ет действовать, а путь дедукции слишком долгий. Недаром, по Эпику­ру, существование есть деятельность, отдых — летаргия. Мышление освобождается у него от наукообразной оболочки и служит не объек­тивной истине, а конкретной личности, внося гармонию в ее отноше­ния с окружающим миром. Эпикур стремился придать больше веса здравому смыслу, нежели науке. Эпикуреизм — это философия здраво­мыслия, а не концептуализм. В ней нет ни грана идеологии.