Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубко История европейской этики Античная этика.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 8. Киники. Мудрость и бесстыдство 63

а с ним и ее нравственность, отождествляющая справедливость с по­лезным для государства, нравственный долг — с патриотизмом.

Пелопоннесская война по времени совпала с становлением классо­вой морали, впервые возникает утилитарный взгляд на нравственность, представленный софистами и киниками, а в дальнейшем — Эпикуром. Отныне полезность и удовольствие станут противопоставлять справед­ливости, основанной на законах, а законам — истину и природу. К V в. до н.э. из сферы медицины в философские тексты проникает слово physis, которое используется для обозначения реальности, базовых по­требностей и природы человека.

Киники, как никто другой, близки к природе и всячески подчер­кивали эту близость. Они возвышали животных над человеком, счи­тали, что человек должен стать похожим на животное. «Собачье мя­со» — бренд харчевен для бедноты городских окраин.

Физическая реальность изначальна, не лишена смысла и самодо­статочна. Обычаи и мораль цивилизации есть пороки и нелепости пе­ред лицом природы. Противоестественное не может быть справедли­вым и нравственным. Отсюда — в обществе нет ни нравственности, ни справедливости. Самые нужные, желанные человеческие ценнос­ти лежат за границей общества, не имеют ничего общего с так назы­ваемыми культурными нравами.

Софисты пересмотрели понятие справедливости и отождествили ее с правом сильного и знатного, «обоснованным» интересом, кото­рый возможно отстоять. На рубеже IV—III вв. до н.э. многие разуве­рились в том, что социальные нормы олицетворяют абсолютную нравственность. Более того, они пришли к мысли о том, что правила и законы, действующие в обществе и следуя которым индивид интег­рируется в данное общество, не истинны, более того — враждебны че­ловеческой природе, а то, что в обществе принято чтить и хвалить, принимая за добродетель, на деле суть великое зло на «суде природы» и заслуживает только презрения и порицания. Государственные зако­ны не идентичны законам природы — природа не рождает людей сво­бодными и рабами, имущими и неимущими. Естественная среда есть настоящее условие свободы и нравственности. Более того, именно природа удовлетворяет человеческим устремлениям к свободе и спо­койствию. Правило «жить согласно с природой», т.е. в гармонии с природой, является главным принципом, общим для кинизма, стои­цизма и эпикуреизма. Отличительной чертой киников выступает спонтанность, так свойственная силам природы, моментальная реак­ция, меткие, не заготовленные заранее слова и выражения. Природа олицетворяет в учении киников анархию. Киники — это неуправляе-

64

Часть I. Античное наследие

мые люди, которые прекрасно знают, что им нужно, и делают только то, что хотят.

Природа — не враждебная и низкая, а, напротив, щедрая и умная материя, одаривающая человека всем необходимым. И поэтому на­прасно ее так презирал Платон. Природа — это не ландшафт или пей­заж, а онтологическое и антропологическое понятие для обозначения бытия (сущего) и природы человека. Несмотря на то что киники поро­чили и порицали цивилизацию, они ни на миг не помышляли об ана-хоресисе (отшельничестве, уединении). Киник — космополит, но не мрачный отшельник или удрученный дезертир. Он должен оставаться в обществе, среди людей хотя бы для того, чтобы их просвещать.

Киники фиксируют взаимозависимость между обилием различных нужд городских богачей, «рабов наслаждения», «больших воров», соб­ственников и все усиливающимся страданием малоимущих, осуждают трутней, высмеивают их заносчивость и повадки, дезавуируют их сред­ства конвенциональной защиты. Давайте признаемся себе, что спорить с киниками и их взглядами крайне трудно — никто внятно и убедитель­но не может сказать, чего же такого ценного и важного не хватает в об­разе жизни, который проповедовали кинические философы.

Бесстыдство (anaideia) — традиция «голых философов» (гимносо-фистов, браминов), с которыми столкнулся Александр Македонский. Они лежали на горячих камнях под жарким солнцем до вечера, бросая вызов приличиям, пренебрегая стыдом, а стыд был краеугольным камнем греческой морали.

Бесстыдное безразличие к социальным нормам — проверка деко­рума, «образованная наглость», свойственная наполовину культур­ным людям, не интегрированным в социум, ничем не обязанным этому социуму, но имеющим способность к мышлению. Мысль не нуждается в декорациях, мышление, как и физиологические отправ­ления («горячий воздух»), совершается на виду и в данный миг, явля­ется импровизацией, ни в чем не нуждается, ничему не желает под­чиниться, оппонирует «готовому мышлению», которое суть вздорное общественное мнение. «Дураки естественные» противопоставляются «дуракам искусственным», а добытая «сделанная свобода» — искусст­венной «готовой свободе», зависящей от происхождения, богатства и положения.

Киническое бесстыдство — это брань, нудизм, публичная дефека­ция, секс, вседозволенность, вербальная агрессия, сварливость, отдых, ночлег и еда в общественных местах, вызывающее поведение, афин­ские гетеры. Шокирующие рассказы о бесстыдстве киников возника­ют к I в. и, возможно, являются искажением их подлинного учения.