Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубко История европейской этики Античная этика.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
600.06 Кб
Скачать

УДК 17(091)(4)(075.8) ББК 87.73(4)я73 Д79

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Н. Е. Покровский;

доктор философских наук, профессор В. А. Титов

Дубко, Е.Л.

Д79 История европейской этики : учеб. пособие для студентов

вузов / Е. Л. Дубко. — М.: Гардарики, 2007. — 255 с.

ISBN 5-8297-0302-5 (в пер.) Агентство CIP РГБ

Краткий курс истории европейской этики от Античности до XX в. Содер­жит систематизированное изложение наиболее влиятельных и значительных философско-этических теорий и течений, которые являются достоянием евро­пейской культуры и наук о человеке и морали.

Книга знакомит с классическими образцами античной мысли — учениями Сократа, Платона, Аристотеля, школой киников и стоиков, с христианской этикой — от шедевров Библии до идей протестантизма М. Лютера и Ж. Каль­вина, с этикой Нового времени, созданной такими философами, как Т. Гоббс, Р. Декарт, И. Бентам, И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Маркс, Л. Витген­штейн, 3. Фрейд.

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Философия», а также для студентов и аспирантов всех гуманитарных специальностей.

УДК 17(091)(4)(075.8) ББК 87.73(4)я73

© «Гардарики», 2007 ISBN 5-8297-0302-5 © Е.Л. Дубко, 2007

ВВВДЕНИЕ

История европейской этики — история воззрений, учений и концеп­ций — необычайно увлекательна и многогранна. Это фундамент на­уки о морали. Этика — самостоятельная плодоносящая философская дисциплина и конечный смысл вообще всякой философии. Кроме то­го, этика является чудесным средством, благодаря которому человек может сохранить себя посреди тягот и соблазнов, может свободно го­ворить о самом себе как о самом важном на свете, задаваться вопро­сами о сверхнеобходимом. Невозможно представить этику окаменев­шей в окончательных истинах и полностью завершенной. В ней все находится в движении и потому все уязвимо, все дерзко и неоднознач­но, все вовлечено в конфликт и полемику, вызывает восторг, но также неприятие, возражения, протест. Этика учит мыслить и критически относиться к себе. Этические идеи, идеалы, смыслы — не пустые фан­тазии праздного ума, не нужные непосредственно для жизни. В них отразились страсть и страдание. Вокруг них шла непримиримая борь­ба. За торжество тех или иных идей, выражающих их моральные цен­ности, люди готовы были платить самую высокую цену. Так что этиче­ское размежевание, по-видимому, важнее прочих конфликтов и споров, которые то и дело возникают между людьми. Всякий раз, ког­да моралисты и теоретики морали формулировали и выдвигали опре­деленные этические принципы, по крайней мере часть людей была намерена построить жизнь в согласии с этими принципами, устрем­лялась к какой-то новой жизни — более осознанной или более чис­той, более романтичной или более деятельной. Этическое сознание, бесспорно, не является ни механическим, ни тем более животным. Оно необходимо для самоидентификации человека в качестве челове­ка. При всем том надо помнить, что отнюдь не любая этика и не в лю-

6

Введение

ых обстоятельствах способствует совершенствованию, просвещению человека и возвышению его души. Порой этическим мышлением ма­нипулируют, а этикой злоупотребляют, превращая ее в орудие тоталь­ного контроля над поведением человека и подавления свободы лич­ности.

Данная книга является учебным пособием в изучении истории этической мысли от античных истоков до начала XX в., которое зна­комит читателей с золотым фондом европейской философии мора­ли — чередой этических учений и систем, созданных великими фи­лософами и моралистами прошлого. Хотя не все философы были готовы признать себя детьми своего общества и времени (например, киники и стоики считали себя космополитами, а Пифагор и Платон искали себя в Вечности, возвышаясь над конкретной исторической эпохой), тем не менее и они выражали как ее суть, так и ее ограни­ченность. Великих философов не всегда ценили при жизни, но после смерти всем им воздвигли памятники. Нам интересны не только ход их мысли, но ее социологический портрет и тайна ее отношения к действительности.

Книга состоит из трех частей — «Античное наследие», «Религиозная этика» и «Этика Нового времени» — и 24 глав, в каждой из которых рас­сматривается уникальный комплекс авторизированных этических воз­зрений. Этические учения представлены в хронологическом порядке, что, впрочем, не всегда означает прямую преемственность между ними. Нам представляется, что стремительное время и колоссальные соци­альные перемены не властны над некоторыми философско-этически-ми конструкциями. Тогда как одни учения, кажется, забыты навсегда, другие, избежав печальной участи архивных документов и музейных экспонатов, стали ценнейшим достоянием мировой культуры. Под их влиянием сформировалось так называемое европейское сознание. Эти учения — не просто наша историческая память, не просто этапы интел­лектуального и культурного развития народов. Они не утратили своего авторитета и воздействия по сей день.

Панорамный взгляд на историю этических учений не только при­умножает познания в гуманитарной области, но и предоставляет чи­тателю прекрасную возможность определить собственную позицию в продолжающейся дискуссии о совести, справедливости, добре и зле, добродетели, нравственном выборе, смысле жизни, счастье, гуманиз­ме и моральных идеалах.

Часть I

АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

Глава 1. Гомер. Героическая мораль

Годы жизни и место рождения Гомера доподлинно неизвестны. Часть античных авторов считала его современником Троянской войны; Эра-тосфен относил дату его рождения ко времени 100 лет спустя после Тро­янской войны, т.е. к XI или XII в.; Аристотель и Аристарх — ко време­ни основания ионийских колоний в начале XI в.; Геродот утверждал, что Гомер жил в IX в. до н.э. А.Ф. Лосев, отечественный философ и фи-i долог, исследователь Античности, полагал, что Гомер жил на рубеже VII I и VI вв. до н.э. [см.: Лосев. С. 34]1. Запись поэм Гомера произведена не I позже VI в. до н.э., а в V в. до н.э. их знал каждый гражданин Афин. 1 Родиной Гомера называют то г. Смирну, то один из островов Эгей-ского моря. Традиционно считается, что Гомер — слепой, мудрый, % странствующий певец, старик. Однако его имя — «Но me horon» пере-водится как «невидящий», «слепой», «слагатель», «общающийся», | «товарищ» и, возможно, не является именем собственным. Героическая эпоха. Гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея» — не только вершина древнегреческой устной традиции, но и полная эн­циклопедия общинно-родового строя патриархальной стадии, отра­зившая «патриархат с его организующими и рационализирующими функциями в хозяйственной жизни, с обособлением отдельных родов и с вождями и героями этих родов — выразителями их социальной и военной мощи в борьбе со стихийными силами природы и с окружа­ющим "варварством" (так называемый "героический век"), "героиче­ский патриархат", историческая ступень "общенародной и героичес-

1 Здесь и далее отсылки к литературе, помещенной в конце каждой части. — Примеч. ред.

8 Часть I. Античное наследие

кой жизни"» [Лосев. С. 48]. Здесь пока еще нет государства, люди жи­вут в виде родоплеменных объединений, в крайнем случае, в виде со­юза племен. Во главе управления и всей общественной жизни стоит родовая знать, обслуживаемая сородичами и соплеменниками мень­шей значимости (земледельцами, скотоводами и ремесленниками), батраками, переселенцами и патриархальными рабами. «Но знать эта уже тронута цивилизацией, она уже стремится к свободомыслию и в религии, и в морали, и в политике, и на войне, и во всей личной и об­щественной жизни. У Гомера мы находимся в самом конце общинно-родового строя, накануне аристократической республики со всеми ее внутренними антагонизмами, включая прежде всего демократичес­кую оппозицию» [Там же. С. 95—96].

В эпосе Гомера отображены микенская эпоха, ионийское переселе­ние, экспансия и завоевания, частью которых была Троянская война, длившаяся, как полагают, около 10 лет. Действующие лица «Илиады» живут в обществе, состоящем из множества самостоятельных маленьких социальных союзов (oikos): Агамемнон предложил Ахиллу править сразу семью городами. Oikos был тогда наиболее эффективным социальным и политико-экономическим союзом. Гомеровские термины — arete, time и philotes — относятся к обществам, представляющим собой oikos.

Гомер — поэт ахейского вождизма, возникшего на пике родового строя. Именно тогда выделился немногочисленный высший слой с ха­рактерными для него занятиями — военным десантом, хищничеством и авантюрами. Господство представителей этого слоя проступает под притягательным званием героя. Вожди поистине свободны. Они не привязаны к какому-то одному месту. Их жизнь проходит в экспедици­ях («Илиада») и скитаниях («Одиссея»). Направление движения зави­сит от попутного ветра. И куда бы их ни несли корабли, боги спешат вслед за ними — им определенно интересны намерения и действия этих людей. Вожди не знают скуки. Пассивность возможна лишь вследствие одурманивания. Время идет для них быстро. «Илиада» — история сво­бодных, энергичных людей, живущих насыщенной жизнью. Поэтому все, даже мельчайшая деталь, имеет значение и воспевается в стихах. Гомер своими песнями не дает скучать и сам не зевает над ними.

Боги и цари — главные действующие лица поэм. Поведение людей в поэмах достаточно религиозно. Но суверенные греческие боги не были этическими божествами. Их поступки не связаны ни с какой моралью, их образ действия является супраэтическим и очень спор­ным. Боги не дают правил и законов морали. Скорее всего, они — бо­ги радости, защищающие человека от страданий и ужасов предвечно­го хаоса. Гомер обращается с богами фривольно, часто показывая их