Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубко История европейской этики Античная этика.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 1. Гомер. Героическая мораль

9

уязвимыми, мелочными, капризными и несовершенными. Они по­стоянно ссорятся, ревнуют, изменяют, завидуют, воюют, пьянствуют, воруют, не все знают и не все могут, их легко обидеть и обмануть. Од­ним словом, ни разумом, ни моральными достоинствами боги не луч­ше людей. Впрочем, они бессмертны, красивы и необычайно сильны. У них ценится то же, что и у людей, но боги имеют значительно боль­ше и все самое лучшее. Они участвуют во всех земных событиях и являются главными их виновниками. Боги, как правило, помогают своим любимцам и своим детям, рожденным смертными женщина­ми, благосклонны к просьбам, которые подкрепляются жертвоприно­шениями, но вовсе не обеспокоены заботой о человечестве. Основ­ные чувства, проявляемые ими при общении с людьми, — любовь и гнев. Боги амбивалентны: могут быть и врагами, и друзьями, могут и дарить, и убивать. Как писал Ф. Ницше, «греки наиболее могучей эпохи, которые не боялись себя, но были счастливы собой, наделяли своих богов всеми своими аффектами»1. «Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования: чтобы иметь вообще возможность жить, он вынужден был заслонить себя от них блестящим порождением грез — олимпийцами», этим «преображающим зеркалом», своими «богами радости» и опьяняющей чувственности2, рассуждает Ницше.

Царь (басилевс — basileis) — родовой старейшина, верховный вождь, жрец и судья, наместник, возможно, просто управляющий ме­стностью, отнюдь не самодержец — он советуется со старейшинами и опирается на народное собрание. Будь он истинный царь, он называл­ся бы не basileis, a wanax3. Гомеровские басилевсы свою власть прояв­ляют прежде всего на войне, в условиях военной демократии. Это до­минантная, изолированная группа, существовавшая в героическую эпоху, в так называемом «мире, где нет пользы», реализующая себя в идеальных бесцельных и бесполезных действиях, направленных на до­стижение славы и превосходства среди равных себе. Все их ценности так или иначе связаны с успехом, победой. Ими движет желание полу­чить коллективное одобрение, своим мужественным поведением за­служить бессмертную славу. Неодобрение сообщества или группы представало как nemesis. Они хотели бы быть чем-то большим, чем бы­ли на самом деле. Вожди живут агональными инстинктами и древней трагической моралью, никогда не могут выступать как частные лица.

1 Ницше, Ф. Веселая наука // Собр. соч.: в 9 т. М., 1900-1903. Т. 9. С. 271.

2 См.: Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Соч. : в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 66-67.

3 См.: Wood, Е. М. Peasant, Citizen & Slave. L.; N.Y., 1988. P. 92.

10

Часть I. Античное наследие

Они были корыстными и эгоистичными, но, вероятно, не более, чем деятельные люди последующих эпох. Отличие состоит в том, что они публично заявляли притязания на почести и подарки, хотели по­ощрения и триумфа. Слово «триумф» не упоминается в «Илиаде», но у Тацита встречается 57 раз.

Гомер создает весьма правдивую и в то же время комплиментарную поэтическую историю, меморандум древнего правящего класса, исто­рию, воспламененную страстными порывами и распутством царей. Однако он не всегда занимает сторону родовой аристократии, высту­пая порой «вовсе не как старинный ахейский идеолог», но как обыва­тель, описывающий мирный быт. К человеку Гомер исполнен жалос­ти, «мир гомеровских сравнений населен маленькими людьми, которым всецело симпатизирует поэт», «Гомер не только не стесняет­ся выставлять царей дурного личного поведения и обличать их в этом, но он — и притом тоже принципиально — допускает царскую власть только при условии ее большого военно-патриотического или мо­рально-гуманистического содержания» [Лосев. С. 108], «гомеровские цари изображены самыми обыкновенными людьми, правда, очень сильными, храбрыми, часто весьма властными, но в то же время наде­ленными обычной человеческой психологией» [Там же. С. 110].

Царская власть передается по наследству, но при условии выдающихся качеств претендента. За нее ведется борьба. Цари обычно состоят в родст­ве с богами, пользуются их покровительством и советами, имеют исклю­чительно благоприятные условия для развития личности. Отважный Сар-педон, защитник Трои, утверждает: «Нам, предводителям... должно... в сраженье пылающем первым сражаться»: Пусть не единый про нас крепкооборонный ликиянин скажет: Нет, не бесславные нами и царством ликийским пространным Правят цари: они насыщаются пищею тучной, Вина изящные, сладкие пьют, но зато их и сила Дивная: в битвах они перед ликийцами первые бьются! Друг благородный! когда бы теперь, отказавшись от брани, Были с тобой навсегда нестареющими мы и бессмертны, Я бы и сам не летел впереди перед воинством биться, Я и тебя бы не влек на опасности славного боя; Но и теперь, как всегда, неисчетные случаи смерти Нас окружают, и смертному их ни минуть, ни избежать. Вместе вперед! иль на славу кому, иль за славою сами!1

Гомер. Илиада/пер. Н. И. Гнедича. М., 1984. С. 197.