Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубко История европейской этики Античная этика.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 5. Платон. Этический идеализм и социальная этика

39

В философских пристрастиях и взглядах Платона ощутимо влияние Парменида, Гераклита, пифагорейцев.

Нравственность мыслится Платоном как высшая форма сознания. Он наделил мораль сверхчувственной, идеальной и неизменной при­родой, недоступной здравому смыслу. Она имеет истинное бытие в от­личие от вечного становления в мире вещей. Мораль — это сакральное неэмпирическое знание, требующее величайшей серьезности, отвле­ченного ума, а мудрец — выразитель трансцендентного и вечного.

Мораль теряет у Платона свой личностный аспект, более не трак­туется антропологически, как это делал Сократ. Отныне о морали поз­волено говорить лишь теориям и лишь на языке метафизики, т.е. с по­мощью понятий, а материальность и непосредственные живые впечатления вовсе изгнаны и лишены права голоса.

После Платона вопрос о морали будет неизменно означать возмож­ность приобщиться к целому, к высшему благу, которое внушается со­знанию свыше, и созерцать его (и таким образом обладать им) уже в зем­ной жизни. У Платона философия выступает как молитвенный акт, как томление об утраченном объекте, который душа прежде могла созер­цать, но потом забыла. Соответственно, высочайшим идеалом человека становится философ, имеющий истинное и непосредственное знание о понятиях. Понятия, или эйдосы, образуют такую предметность и такое пространство, в которых душа философа (и только философа) может жить свободно и вечно. Иначе говоря, философский интеллект, и только он, бессмертен. Платон, как и многие мыслители, ориентиро­ванные на абсолютные ценности, признает бессмертие души.

Важнейшим является абстрактное знание, или умозрение, которое дают лишь занятия философией. Любовь к истине, которая почиталась у греков за высокую добродетель и которую удовлетворяли философ­скими занятиями, позднее будет крайне низко цениться у христиан. Наклонность к мифологическим реминисценциям и спиритуализму не развилась у Платона в какое бы то ни было религиозное учение. Глав­ное в познании — припоминание, или магическое воспроизводство ар­хетипа сознания. Познание само по себе есть наиболее нравственный образ жизни. Философ, имеющий монополию познания блага, стре­мится утвердить себя политически, встать во главе общества. Но ему трудно стать правителем. Хорошего же правителя, полагает Платон, можно сделать, если воспитать надлежащим образом тирана, фактиче­ски обладающего властью. Если первоначально Платон приписывал тирану отвратительные, бесчеловечные свойства и считал «падшей ду­шой», то впоследствии он, похоже, готов идеализировать и одухотво­рять его образ.

40

Часть I. Античное наследие

Этика Платона — это учение о нравственности и государстве. Его рассуждения о справедливости и благе кажутся недостаточно разрабо­танными и мало что значат вне связи с политическим учением. Во мно­гом они основаны на психологии, несут в себе «ноты скорби» и призна­ки аскетической морали. Этика Платона выдвигает ряд метафизических проблем, отвечающих модели «интеллектуального феодализма».

Насколько Платон прекрасный мифолог и поэт, настолько — пло­хой политик. У него чувствуется даже некоторая враждебность к миру политики, похожая на зависть. Его политические требования негуман­ны и консервативны: «Платон, отчаявшись в практическом преобразо­вании несправедливого тиранического государства, то зовет к далекой старине, где вся ответственность ложится на плечи мудрых старейшин, то укрепляет мораль и устои государства насильственным путем, теми же самыми жестокостями, что были в обычае у тиранов»1. Государст­во — неизменная копия идеала. Платон свел политические проблемы к формулам, что прямо ведет в дальнейшем к потере свободы.

Платон призывал остановить политические перемены и реставри­ровать племенной тип государственности. Этическая атмосфера, про­низывающая его учение о государстве, где философ опускается до «кровавой утопии», оправдания сводничества и инфантицида, — пу­гающе аморальна. Платона нередко относят к сторонникам концеп­ции тоталитаризма, противникам демократии, исходя из его консер­вативно-охранительной социально-политической утопии, которая изображает справедливейшим и наисовершенным государством вос­точную деспотию.

Платону неведомы идеи общественного прогресса. Развитие он понимает как этическую деградацию, как переход от лучшего к худ­шему. Платона, как и его ближайших современников — Сократа и Аристотеля, интересовала «полисная мораль», обязывающая индиви­да руководствоваться в своем поведении благом государства. Только в государстве и при государственной опеке возможна нравственная жизнь индивидов. Государство является этическим институтом, кото­рый устроил бы Сократа и ему подобных. Общество должно быть та­ким, чтобы Сократ мог в него вернуться, жить и им править.

Платон фиксирует расхождение между моралью гражданина и мо­ралью мудреца. «Герой, пророк, законодатель, мудрец, философ высту­пают из массы, подчиненной обычной жизни, вырабатывают себе иде­ал исключительной нравственной жизни, не только независимой от жизни обычной, но и весьма часто прямо противоположной ее идеа-

Лосев, А. Ф., Тахо-Годи, А. А. Платон. Жизнеописание. М., 1977. С. 187.