Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Motroshilova_N_V__red__-_Istoria_filosofii_Zap...doc
Скачиваний:
81
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
5.14 Mб
Скачать

Ориентации и переориентации религиозной философии

По каким линиям осуществлялась переориентация религиозной фи­лософской мысли, получившая название аджорнаменто? Ограничим­ся при дальнейшем рассмотрении этого вопроса важнейшими аспекта­ми — пониманием задач, предмета, главных тем философии.

При традиционной религиозной ориентации философия понима­ется как подчиненная богословию (теологии, учению о Боге), ибо счи­тается, что вера, на которой зиждится теология, выше разума, на ко­тором основываются философские дисциплины. Это относится не толь-

КО к католицизму: другие христианские вероисповедания в общем при­держивались и придерживаются догмы о первенстве и главенстве тео­логии над философией. Переориентация в этом пункте, в сущнос­ти, не была официальным пересмотром догмы. Но неортодоксальные религиозные философы "явочным порядком" как бы обособляли фи­лософию от теологии и в своих философских занятиях не всегда "ог­лядывались" на теологические установки.

Правда, и в официальном неотомизме происходили определенные сдвиги в понимании соотношения философии и теологии, о которых можно судить, взяв в качестве примера обсуждение Тремонтаном, Жильсоном и другими представителями этого направления давней формулы томистов: "философия — служанка богословия". С одной стороны, они выступали против "фидеизма" (крайне консервативно­го, догматического течения, осужденного католической церковью еще в 1838 г., но по существу не исчезнувшего и в наши дни). Сторонники фидеизма были склонны совсем "уволить" былую "служанку", фило­софию, из "дома" католической веры — за ее непослушание, т.е. за дерзкие идеи и деяния, которые привели к подрыву основ религиозно­го мировоззрения. Неотомисты, противники и критики фидеизма, счи­тали подобное решение непрактичным: ведь философия только тогда сможет остаться служанкой теологии, если она попросту не будет унич­тожена, не перестанет существовать для теологии, писал Жильсон. И пусть служанка — не госпожа. Но ведь она принадлежит к "дому", является его частью'.

С другой стороны, неотомисты подвергали критике такой фило­софский рационализм, который полностью освобождал философию от ее прежней обязанности служить в доме веры. Философия, соглас­но Тремонтану, была, есть и должна оставаться "служанкой" веры и теологии2. При этом неотомистские философы даже были готовы при­знать за философией известную автономию в ее собственной области, но отказывались предоставить ей полную независимость от теологии. (Впрочем, неотомисты понимали и признавали, что философия давно уже отвоевала себе эту независимость. Однако они утверждали, что для философского мышления независимость обернулась деградацией. Как обосновывается подобная позиция, мы увидим далее на примере философии Э. Жильсона).

Следовательно, в официальном неотомизме в вопросе о соотноше­нии философии и теологии сохранялась — с некоторыми модифика­циями — традиционная ориентация.

Соответственно этому трактуется и предмет философии. Тради­ционная ориентация, которой придерживается и сегодня офици­альная религиозная философия, — это теоцентризм. Все, что религи­озным мыслителем говорится о мире или человеке, все этические про­блемы должны быть сосредоточены вокруг проблемы Бога, доказа­тельства его существования, его мудрости, вокруг идеи божественного блага. Переориентация состоит в том, что религиозные философы XX в., по большей части не посягая на пересмотр традиционной "иерар- 10* хии проблем", в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о че­ловеке.

Пожалуй, в наибольшей степени скорректированы представления о взаимоотношениях религии, религиозной философии и науки. Если Фома Аквинский и другие классики религиозной мысли ранних эта­пов ее развития стремились превратить не только философию, но и науку в знание, строго подчиненное теологии, то в новейшее время реализация этой установки столкнулась с серьезными трудностями. В нашу эпоху религиозные мыслители, как никогда прежде, вынужде­ны считаться с мощью и самостоятельностью науки. Новый, более гибкий подход к проблеме науки и религии выражен, например, в принятом Вторым ватиканским собором (1965) документе (конститу­ции) "Церковь в современном мире", а также в последующих работах католических авторов. Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, их роли в современном мире можно кратко сформулировать следующим образом. С одной стороны, признается, что благодаря науке и технике уже осуществлены и еще будут осуществлены коренные преобразования. Религиозные философы, занимающиеся проблемами естествознания, в существенной мере ушли от традиционного цензор­ского тона по отношению к науке. Науке и разуму даже льстят, науч­ные открытия используют для "модернизации" религиозных воззре­ний. С другой стороны, в документах и произведениях, о которых идет речь, большое место занимает критика науки, в ряде моментов вполне обоснованная, обнаруживающая реальную противоречивость научно-технического прогресса. Эта критика бывает довольно убеди­тельной, причем нередко говорится и о существенных издержках не­гуманного использования достижений науки и техники. Однако глав­ная цель критических рассуждений о науке просвечивает вполне опре­деленно: все беды, утверждают религиозные авторы, проистекают из того, что современный мир "забыл Бога" или во всяком случае вспо­минает о Нем не так часто, как следовало бы.

И вместе с тем религиозная философия все шире и все актив­нее вовлекает в орбиту своего рассмотрения проблемы обще­ства, человека, науки. Это одна из примет обновления религиоз­ной мысли. Но, выходя к этим проблемам, религиозная мысль делает себя более уязвимой, более открытой для критики — как извне, так и изнутри. Извне — когда нерелигиозные философы и ученые обнару­живают несоответствие между проблемами современного мира и пред­лагаемым религиозной мыслью пониманием их сути и путей решения. Изнутри — когда верующие, теологи, религиозные философы раска­лываются на два борющихся лагеря: догматиков и "обновленцев". Одни не желают никаких перемен и приходят в ужас от любой попытки идейной переориентации, видя опасность в том, что церковь якобы слишком "открывает себя" миру. Другие, напротив, недовольны все еще сохраняющейся догматичностью, робостью предпринимаемых те- еретических реформ. В таком напряженном состоянии идейного про­тивоборства — сопротивляясь переменам и все же идя на них; обнов­ляясь, но сохраняя традиционалистско-догматические основы — ре­лигиозная философия и подходит к концу XX в. В каких именно направлениях обновляет себя религиозная философская мысль XX в. — это и есть, по существу, предмет анализа данного раздела. В част­ности, одно из таких направлений — это "новый поворот" к человеку.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]