Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК ИГПЗС.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Тема 15. Историческое развитие средневекового английского права (2 ч.).

ПЛАН:

1. Общая характеристика английского средневекового права.

2. Становление «общего права».

3. Суды «справедливости» и «право справедливости».

4. Статутное право.

Рекомендуемая литература:

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1982. С. 258 – 278. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 194 – 203.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984. С. 87 – 103.

Английское средневековое право развивалось автономно, контакты с европейским континентом не оказал на него большого влияния. Оно представляет собой продукт длительной эволюции.

В истории средневекового английского права выделяют следующие этапы:

Англосаксонский период (с V в. по 1066 г); второй, от 1066 г. до установления династии Тюдоров (1485 г.). Третий период – с 1485 до 1616 г.

Право первого периода малоизвестно. Преобладали правовые обычаи и сборники (законы варваров). Законы Этельберта (ок. 600 г.) включали всего 90 коротких фраз. Законы датского короля Кнута (1017-1035 гг.) были несколько лучше разработаны. В них персональный принцип уступает свое место территориальному. Но действие права оставалось сугубо местным.

На втором этапе появляется общее право. Оно стало общим для всей Англии, так как создавалось королевскими судами. В 1066 г. оно еще не существовало, так как вместо Вестминстерских судов тогда действовали: суды графств и сотен, мэнорские суды, церковные суды.

Суды общего права появились только в XIII в. в качестве автономных образований королевской курии. Вмешательство этих судов ограничивалось делами, затрагивающими королевские финансы, делами, касающимися земельной собственности и недвижимости, тяжкими преступлениями, затрагивающими мир в королевстве.

Позднее эти суды смогли расширить свою компетенцию и в конце средних веков стали единственными органами правосудия.

Заняв монопольное положение в стране, общее право далеко не всегда успевало в своем развитии за потребностями страны. Кроме того, ему угрожали консерватизм и рутина судейского сословия.

Поэтому, начиная с XIV в. частные лица, не имея возможности добиться решения в королевских судах или в случае недовольства решением, вынесенным по их делу, обращались к королю и просили его из милости вмешаться.

Такое обращение обычно происходило через лорда-канцлера, руководившего королевской совестью. Поскольку король был всецело занят войной Алой и Белой роз, то лорд-канцлер с XV в. становится единоличным судьей, принимающим решения от имени короля.

Эти решения стали систематически выноситься на основе применения доктрин справедливости. Они представляли собой добавления или коррективы к правовым принципам, применяемым королевскими судами.

В XVI в. в результате деятельности лорд-канцлера, активно поддержанной абсолютной монархией, возникла серьезная угроза полного исчезновения судов общего права. Но на их стороне оказался английский парламент. В результате в 1616 г. был достигнут компромисс, в соответствии с которым сохранялось определенное равновесие сил между судами общего права и судами лорда-канцлера. К тому времени последние уже успели создать право справедливости. Оно представляло собой совокупность норм, дополнявших, а иногда пересматривающих нормы общего права, ставшего к тому времени недостаточным.

Итак, и общее право и право справедливости – результат деятельности соответствующих судов. Поэтому и то и другое право – проявление прецедентного права.

Наряду с прецедентным правом в Англии развивалось и статутное право. Хотя его роль в правовой жизни страны была не так значительна, но все же, отдельные элементы статутного права, заслуживают самого пристального внимания. Примером может служить Великая Хартия Вольностей от 1215 г. В ней были закреплены фундаментальные правовые идеи: ограничения королевской власти, прав и свобод англичан. Хотя сфера «применения» Хартии ограничивалась одним лишь правосознанием, но для торжества законности и правопорядка необходимо не только реализованное право, а правовая идеология и даже мифология.