Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК ИГПЗС.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Тема 11. Возникновение государств средневековой

ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (2 ч.).

ПЛАН:

1. Основные предпосылки возникновения германских государств.

2. Особенности возникновения государства в зоне романо-германского синтеза и вне ее.

3. Характерные черты раннего германского королевства.

Рекомендуемая литература:

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. (Особенно гл. 8).

Энгельс Ф. Франкский период //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.

Лебек С. История Франции. Т. 1 /Пер. В. Павлова. М., 1993. Григорий Турский. История Франков. М., 1987.

К началу II в. до н. э. германцы в своем социальном и политическом развитии прошли длительный исторический путь. На этом пути они знали не только подъемы, но и провалы, откаты назад. Примером тому могут служить «германцы Цезаря», которые представляли собой общества повторной эгалитарности. Тем не менее, и западные германцы, и восточные германцы уже в I в. до н.э. находились на этапе перехода от родоплеменных отношений к цивилизации. Основной формой социально-политической организации тогда было племя, в которое входили роды и семейные общины.

Процессы социальной и имущественной дифференциации у германцев, как и повсюду, развивались на основе прогресса общественного разделения труда. Но здесь их развитие было многократно ускорено благодаря растущим контактам с высокоразвитой античной цивилизацией, представленной Римом. На этой основе германское общество постепенно становится стратифицированным. В нем появляются архаические сословия: эделингов, фриллингов, литов и рабов.

Война и организация для войны у германцев становится регулярной функцией народной жизни. Подчеркивая догосударственный характер подобной организации управления, Ф. Энгельс называл её военной демократией. Но сами германцы тогда думали иначе. Тацит повествует о том, что германское простонародье всецело находилось под влиянием знати.

Вплоть до II в. н.э. противостояние Рима и Барбарикум, как правило, решалось в пользу Рима. Но со II в. германцы переходят в повсеместное наступление на римскую империю. В ходе знаменитой Маркоманнской войны они прорвали римские укрепления на Дунае и в первый раз за многие годы 100 тыс. варваров стали угрожать самой Италии.

Постепенно германцы научились вести войну лучше, чем римляне. Проблема состояла в том, что римская империя находилась в состоянии глубокого кризиса. Росли налоги и вымогательства чиновников. Римское государство медленно, но неуклонно превращалось в паразитическую организацию, которая стремилась продлить свое существование за счет усиление налогового гнета.

Когда фискальный гнет становится нестерпимым, римское население начинает ненавидеть все римское чиновничество, а не одних только сборщиков налогов. Поэтому когда варвары стали захватывать одну римскую провинцию за другой, то простонародье нередко встречало их как освободителей.

Основная масса германских королевств возникает на той территории, где сохранилось бывшее римское население. Здесь наблюдались процессы, свойственные романо-германскому синтезу. Иначе говоря, происходило слияние германских и римских элементов. На этой основе возникал качественно новый государственно-правовой строй. В зоне синтеза процесс его возникновение происходило ускоренно, так как германцы непосредственно усваивали достижения римской политической и правовой культуры.

По другому было вне зоны синтеза. На севере Германии, в Англии и в Скандинавии процесс государствообразования был дискретным (прерывистым). Новые государственные порядки то возникали, то сметались под влиянием внутренней и внешней первобытной периферии.

Хотя империя сама не раз санкционировала переход её территории под контроль варварской элиты, германские королевства нередко рассматривались как результат завоевания чужих территорий. Первостепенная роль военного фактора очевидна, но все же в процессе германского государствогенеза проявили себя и наиболее глубинные причины – общественные потребности.

К характерным чертам германских королевств относятся следующие: аморфность; отрицание империи и имперских государственно-правовых порядков; этатизация племени и военной дружины (придание им функций государства); уподобление государства большому домохозяйству (доместикация государственной службы).

Генетическая связь германского королевства с догосударственными структурами варваров была очевидна уже его современникам. Один из них – Августин Блаженный – называл современное ему германское королевство «шайкой разбойников». Данное королевство именуется варварским потому, что очевиден его военно-грабительский характер. Не случайно политический режим германского королевства современной профессурой определяется, как «режим военной банды» (Феду).

Несмотря на засилье варварского начала, германские королевства не смогли избежать «зараженности Римом». Обаяние великой цивилизации, создавшей непревзойденные образцы политической и правовой культуры, было слишком велико, чтобы германская элита в новых исторических условиях не стремилась бы реализовать идеи имитации и трансляции Римской империи.