Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия Учебник по политологии.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
33.86 Mб
Скачать

Реформа через

компромиссы

Приспособление Консервативная Польша Реформа

реформа Бразилия снизу

Чили

* Цит. по: Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб., 1999. С. 114.

Консолидация демократии. Понятие «консолидации» обозначает, как отмечают Т. Карл и Ф. Шмиттер, как институционализацию, т.е. окончательное формирование и утверждение демократических политических институтов, так и согласие основных политических сил с результатами демократического политического процесса.

Другие авторы дают схожие определения консолидации как процесса утверждения открытой структуры, политической конкуренции и соревновательности, формирования институтов представительства интересов. В процесс консолидации демократии включается глубокое усвоение обществом демократических норм и ценностей, а также форм политического поведения. Консолидацию можно представить как процесс выработки согласия элит относительно демократических институтов, так и поддержку их обществом. Структуру консолидации демократии можно представить как взаимосвязь трех факторов.

Схема 10.

Структура консолидации

Структура / Конституция

Нормы и ценности Поведение

Консолидация предстает как процесс институционализации, выработанных в процессе демократизации норм, правил, процедур, форм политического поведения.

  1. Теория «третьей волны» демократизации

Теория «третьей волны демократизации» возникла в начале 90-х гг. и вызвала острые дискуссии в политологии. Наиболее известным автором этой теории считается С. Хантингтон – автор, ставшей достаточно известной книги «Третья волна: демократизация в конце ХХ столетия» (1991).

Под демократией Хантингтон понимает такой политический режим, при котором ведущие политические лидеры «отбираются посредством справедливых, честных и периодических выборов, в которых практически все взрослое население имеет право голоса, а кандидаты свободно состязаются за голоса избирателей». Американский политолог трактует переход к демократии как глобальный процесс. Глобальный характер демократизации проявляется в том, что сегодня любая страна не может не испытывать влияния процессов демократизации. Американский политолог признает возможность многообразия форм демократического порядка, которое является следствием богатства культурных форм, традиций и цивилизаций в современном мире.

Процесс развития демократии трактуется в виде «приливов» и «отливов», своего рода синусоидных волн, отражающих неравномерность демократизации в различные исторические периоды в разных странах и регионах. Каждая волна демократизации сменяется обратной (реверсивной волной).

Первая (длинная) волна демократизации начинается около 1828 г. и заканчивается 1926 г. Она уходит своими корнями в американскую и французскую революции. Однако подлинное становление демократии происходит в ХIХ веке. В этот период демократия утвердилась в США, Франции, Англии, Швейцарии и т.д. - всего в 29 странах. Главными факторами возникновения демократии в этот период стали: индустриализация, урбанизация, появление буржуазии и среднего класса, формирование организаций рабочего класса, постепенное уменьшение неравенства.

На смену первой волны демократизации приходит и первая реверсивная волна (1922-1942) Она фактически начинается с периода установления фашистского режима Муссолини в Италии (1922) и характеризуется усилением влияния тоталитарных идеологий. Даже в тех странах, где сохранились демократические режимы (например, Великобритания, Франция) под влиянием «великой депрессии» начинают набирать силу антидемократические силы. В этот период возврат к авторитарным режимам произошел в 33 странах.

Вторая (короткая) волна демократизации начинается в 1943 г. и продолжается около двадцати лет, завершаясь в начале 60-х гг. (1962). Увеличение числа демократических режимов связывается с победой союзников во второй мировой войне и деколонизацией. Некоторым странам демократический путь был навязан в результате американской оккупации (Западная Германия, Италия, Австрия, Япония, Южная Корея), другие избрали его добровольно (Турция, Греция, Бразилия, Аргентина, Перу, Эквадор, Венесуэла, Колумбия). В освободившихся странах конституции были полной копией конституций бывших метрополий. Общее число демократических режимов в этот период достигает 36.

Вторая откатная волна продолжалась около пятнадцати лет (с 1958 по 1975 гг.), затронула, в основном, страны Третьего мира и оказалась достаточно масштабной. От демократии отошли не только молодые государства, но и страны, в которых демократический строй просуществовал двадцать пять лет и более (Чили, Уругвай, Индия и Филиппины). Масштабность второй волны породила пессимизм в отношении перспектив демократии. Политологи и политики задавались вопросом: возможна ли демократия в странах Третьего мира? и даже - жизнеспособен ли этот режим в развитых странах, имеющие старые демократические традиции? В этот период демократия продолжала сохраняться не более чем в 30 государствах.

Третья волна демократизации начинается с середины 70-х гг. и продолжается по настоящее время. Первоначально падают авторитарные режимы в Греции (1974), Португалии (1975) и Испании (1977), затем демократизация захватывает Латинскую Америку (Доминиканская республика - 1975, Гондурас - 1982, Перу - 1988), некоторые страны Азии (Турция - 1983, Филиппины - 1986, Южная Корея - 1988) и наконец она «докатывается» до Восточной Европы (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария - 1989, Россия, Украина - 19991 и т.д.). К 1990 г. 45% независимых государств имели демократические политические системы и примерно 39% человечества жило в демократических обществах.

Хантингтон выделяет пять основных причин «третьей волны» демократизации.

  1. Подрыв легитимности авторитарных систем.

  2. Беспрецедентный экономический рост в 1960-е гг.

  3. Серьезные изменения в доктрине католической церкви в те же годы.

  4. Изменение политики ведущих мировых держав (разрядка).

  5. Демонстрационный эффект, или эффект «снежного кома».

Предполагается, что общее число стран, стоящих на позициях демократии в этот период будет около 40-45. Однако на смену третьей волны демократизации должна придти и третья реверсивная волна. По

некоторым прогнозам, она затронет устои демократии в 4-5 странах

Оценивая перспективы демократии, Хантингтон формулирует и некоторые фундаментальные вопросы. Во-первых, является ли третья волна демократизации составной частью непрерывной и постоянно расширяющейся «глобальной революции», которая в конечном итоге охватит практически все страны мира, или она носит ограниченный характер и затрагивает в основном те страны, которые в прошлом уже имели известный демократический опыт развития?

Во-вторых, Возможна ли третья волна авторитаризма?

Третья волна авторитаризма может проявляться в самых разных формах: а) авторитарный национализм; б) религиозный фундаментализм (исламский, индуистский, христианский); в) олигархический авторитаризм; г) популистская диктатура; д) коммуналистская диктатура, а также и новые, неизвестные ранее формы авторитарного правления.

В-третьих, каковы препятствия на пути к демократии в странах, которые к 1990 г. не имели демократических режимов?