Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Агафонов_Основы смысловой теории сознания.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Глава 6. Принципы определения единицы анализа психического

81

Выготский подчеркивал: «...решительным и поворотным момен­том во всем учении о мышлении и речи... является переход от это­го анализа (анализа элементов, составляющих целое, без учета спе­цифики целого. — А. А.) к анализу другого рода. Этот последний мы могли бы обозначить как анализ, расчленяющий сложное еди­ное целое на единицы. Под единицей мы подразумеваем такой продукт анализа, который, в отличие от элементов, обладает все­ми основными свойствами, присущими целому, и которые явля­ются далее неразложимыми живыми частями этого единства» (Выготский Л. С., 1996. С. 13,14). Хотя Выготский рассматривал слово как «живое единство звука и значения», как «живую кле­точку», которая уже содержит в элементарном виде все свойства, присущие понятийному мышлению, и был противником раздроб­ления слова на две части, между которыми потом пытаются «ус­тановить внешнюю механическую ассоциативную связь», он, тем не менее, единицей анализа мышления считает «значение», по­лагая, что «именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Выготский Л. С., 1996. С. 14). На мой взгляд, выбор понятия «значение» для опре­деления единицы анализа речевого мышления не соответствует ранее сформулированному самим же Выготским требованию. Называя слово тем «живым единством», которое содержит в себе «в самом простом виде все основные свойства, присущие речево­му мышлению в целом» (ВыготскийЛ. С., 1996. С. 13), Выготский, тем не менее, выбирает одну из частей этого единства — внут­реннюю сторону слова или, иначе, его значение. В одном случае слово у Выготского выступает как элементарная единица анали­за речевого мышления, в другом же такой единицей является толь­ко одна из частей этого «нерасчленимого живого единства» — его значение. Полагаю, Выготскому было интуитивно ясно, что имен­но значение, а не слово может считаться единицей анализа мыш­ления, даже если это мышление и речевое. Слово, как единство означающего и означаемого, можно было бы расценивать как единицу анализа речи, но понятно, что никак не мышления. Же­лание соединить мышление и речь в одно концептуальное целое побудило Выготского остановиться на значении как на единице анализа, поскольку «значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в такой же мере, как и царству мысли» (ВыготскийЛ. С, 1996. С. 15). Ос­тавляя в стороне обсуждение оснований выбора Выготским еди-

82

Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания

ницы анализа понятийного мышления1, выделим первый прин­цип определения единицы анализа психического, который фак­тически был сформулирован Выготским: «...живая клетка, сохра­няющая все основные свойства жизни, присущие живому организму, является настоящей единицей биологического ана­лиза. Психологии, желающей изучить сложное единство, необ­ходимо понять это. Она должна найти эти неразложимые, со­храняющие свойства, присущие данному целому как единству, единицы, в которых в противоположном виде представлены эти свойства...» (Выготский Л. С., 1996. С. 14). Таким образом, пер­вым принципом, который играет роль критерия определения единицы анализа психического, является принцип неразложи­мой целостности. Согласно этому принципу, единицей анализа может быть только такое целое, которое, во-первых, обладает_в элементарном виде всеми свойствами, носителем которых является вся психика; и, во-вторых, это целое не может быть разложимо на элементы путем последующего анализа, так как свой­ства любого целого не могут быть поняты из анализа свойств составляющих: его частей2. Об этом предупреждал и Выготский, указывая на изъян традиционного психологического анализа, который ориентирован на разложение сложных психических целостностей на элементарные образования, способ, с помощью которого специфика целого ложно трактуется исходя из особен­ностей составляющих целое элементов. Такой способ, как пи­шет Выготский, «можно было бы сравнить с химическим ана­лизом воды, разлагающим ее на водород и кислород.

1 Критический анализ важнейших положений подхода Выготского к пробле­ ме мышления приведен в содержательной статье В. М. Разина «Исследование мышления в работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» // Психологический журнал. 1997. № 5.

2 Принимая за единицу анализа «действие» или «живое движение», Н. Д. Гор- деева (1982) считает возможным говорить не только о гетерогенности единицы анализа, но и о гетерогенном составе самой единицы анализа. Фактически Гор- деева выделяет единицы анализа внутри единицы анализа, описывая действие как многокомпонентное образование, включающее в себя исполнительные, ког­ нитивные, оценочные составляющие. (ГордееваН. Д., 1995.) Не вызывает сомне­ ния, что действие имеет различные фазы или компоненты, и, прежде всего по этой причине, действие не может выступать единицей анализа всей психики. Полагаю, что такой методологический ход является ошибочным, так как едини­ ца анализа не может быть разложима вследствие дальнейшего анализа. В про­ тивном случае это не единица, а такой же предмет анализа, как и любой другой, обусловленный выбором исследователя.