Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие по социологии.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
1.18 Mб
Скачать

16. Структурный функционализм

Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современной социологии. Возник в начале 30-х гг., не потеряв актуальности и сейчас. Создатели – Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (род. в 1910).

Структурный функционализм называют первой социологической теорией, возникшей самостоятельно, без опоры на существовавшие философские доктрины. Однако корни его уходят к основателям социологической теории О. Конту, Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму. Структурный функционализм исходит из таких представлений об обществе, которые неразрывно связаны с формированием социологии и определением ее как самостоятельной науки. Он рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, развитие и функционирование которой может быть объяснено только «изнутри». Основной метод, который используется в данном направлении – сравнительно-исторический.

Основные идеи структурно-функционального подхода:

1. Общество – целостный, единый организм, состоящий из множества частей, систем: экономической, политической, военной, религиозной и т. д. Они не связаны однозначно с конкретными индивидами, а являются позициями индивидов в системе. Таким образом, системы не состоят из людей, в системах люди только участвуют.

2. Каждая часть общества может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Заполнение тех или иных структурных позиций означает для участвующих индивидов приобретение некоторого социального статуса и выполнение определенной социальной роли.

3. Функции частей – это удовлетворение каких-либо общественных потребностей. Вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части другим частям труднее восполнить нарушенные функции.

5. Для обеспечения стабильности общества необходим развитый механизм социального контроля. Социальный контроль осуществляют органы политического управления, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

6. Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

Предметом изучения функционалистов является, таким образом, функционирование основных социальных институтов, а не поведение индивидов. Общество у функционалистов – это совокупность социальных статусов, а не людей, это объективная реальность, находящаяся вне и над индивидами. Основное внимание при таком подходе сосредотачивается на том, как социальные структуры оказывают влияние на поведение людей, детерминирует социальное действие.

По мнению Парсонса, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он называл «осями ориентации». Первая ось: внешнее – внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось: инструментальное – консуматорное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, перспективным потребностями и целями.

Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами.

Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычай, функцию воспроизводства структуры – система верований, мораль и органы социализации, включая институт образования. Указанные категории, по Парсонсу, пригодны для описания любых систем на любых уровнях, причем более общие системы дифференцируются, выделяя подсистемы, сосредоточивающиеся на выполнении одного из четырех указанных функциональных императивов.

Функционалистская теория стратификации показывает, что система стратификации способствует поддержанию стабильности и порядка в обществе. Парсонс утверждал следующее.

  • Различные слои общества и различные группы взаимосвязаны и обязаны сотрудничать, чтобы социальная жизнь была упорядочена.

  • Существует «естественная» стратификация людей в обществе, т.к. люди от рождения имеют разные способности и таланты. В развитых странах стратификация осуществляется обычно на основании индивидуального успеха и напряженной работы, поэтому самые трудолюбивые и способные люди занимают более высокое положение, имеют более высокий заработок и заслуживают больший авторитет.

  • Система стратификации, когда люди с более высокими заработками пользуются большим уважением, чем другие, неизбежна и справедлива.

  • Власть высших социальных слоев законна, т. к. она осуществляется для того, чтобы принести пользу обществу.

Эти положения подвергаются справедливой критике представителей других направлений социологической мысли, в частности, отмечается, что:

- в результате стратификации возникают группы имущих и неимущих, а разногласия между ними могут стать причиной нестабильности в обществе;

- функционализм предполагает, что люди руководствуются только материальными соображениями, однако многие талантливые люди выбирают низкооплачиваемую работу потому, что она им интересна, потому что это их призвание;

- не всегда те, кто имеет высокую квалификацию, могут «пробиться» на высокооплачиваемую работу. Существует явление «самопополнения» или «самовоспроизводства» привилегированных слоев общества. Т.е. те, кто занимает эти посты, являются выходцами из одного слоя или одних семей. Талантливым специалистам из других слоев трудно пробиться в круг элиты;

- люди, обладающие властью, в общем, действуют не всегда в интересах общества, а преследуют свою выгоду, часто в ущерб другим.

Р. Мертон сосредоточил свое внимание на создании теорий среднего уровня (среднего радиуса действия). Он утверждал, что анализ Т. Парсонса слишком абстрактен и недетализирован, а потому неприменим в исследовании социальной реальности.

Для этого необходимы теории среднего радиуса действия, которые более доступны для исследования, проверки и управления социальными процессами и которые стали своего рода «соединительными мостами» между эмпирическими исследованиями и теоретическими исследованиями на макроуровне.

Мертон подверг критике положение Парсонса о функциональном единстве, т. е. предположения о том, что все части социальной системы взаимодействуют друг с другом достаточно гармонично. Функциональный анализ постулировал внутреннюю связность частей системы, при которой действие каждой части функционально для всех остальных и не ведет к противоречиям и конфликтам между частями.

Однако, по мнению Мертона, это возможно только в теории и противоречит реальности. То, что функционально для одной части системы, может быть дисфункционально для другой. Р. Мертон ввел понятие «дисфункция», которое должно отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую.

Структурный функционализм оценивается как специфический метод научной мысли. Теоретические и методологическое положения Парсонса продолжают разрабатываться и подвергаться критическому осмыслению и уточнению в работах нового поколения зарубежных социологов.

Критика функционализма сводится к следующему: внеисторический подход к изучению общества, которое рассматривается статично, вне динамики развития; неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическая ориентация на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов; неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное; представление о человеке только как о «наполнителе» социальной роли.

Сфокусированность функционализма на социальных системах, их организации (структуре) привела к «потере человека» и его поведения. В этом смысле структурный функционализм представляет собой пример «чистой» социологии, не сводимой к психологии.