Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шмид, нарратология.doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
1.92 Mб
Скачать

Глава III. Точка зрения

1. Теории «точки зрения», «перспективы» и «фокализации»

Центральная категория нарратологии — это «точка зрения» (англ. point of view; φρ. point de vue; исп. punto de vista; польск, punkt widzenia; чеш. hledisko). Это понятие, введенное Г. Джеймсом в эссе «Искусство романа» (1884), уточненное им в предисловиях к его романам и систе­матизированное П. Лаббоком, обычно подразумевает «отношение нар­ратора к повествуемой истории» (Лаббок 1921). В немецких работах используются соответствующие термины Standpunkt или Blickpunkt, но обычно предпочитается Perspektive («перспектива») или Erzähl­perspektive («повествовательная перспектива»). С восьмидесятых годов в международной нарратологии широкое распространение получило введенное Ж. Женеттом (1972) понятие focalisation («фокализация»).

В науке существует множество различных подходов к категории «точки зрения». Они отличаются друг от друга не только терминологи­ей или принципами типологии, но и лежащими в их основе определени­ями понятия1. Разногласия возникают даже не столько относительно точности и полноты описания этого явления, сколько по поводу приме­нимости предлагаемых типологий к анализу текста. Поэтому, прежде чем приступить к дефиниции и морфологическому анализу точки зре­ния, рассмотрим самые влиятельные в теоретической дискуссии и в текстуальном анализе подходы.

1 Ср. обзоры: Линтфельт 1981, 111—176; Маркус 1985, 17—39; Бонхайм 1990; Нюннинг 1990; Ян 1995, 38—48; в русской науке: Толмачев 1996; Тамарченко 1999б.

110

Ф. К. Штанцель

В последнее время стало модным разносить в пух и прах теорию «по­вествовательных ситуаций» (Erzählsituationen), созданную австрийским литературоведом Францем Штанцелем2. И все же выдвинутая Штанце­лем лет 40 тому назад триада «повествовательных ситуаций» — «аук­ториальная», «персональная» и «от первого лица»3 — пользуется и по сей день большой популярностью, причем не только в немецкоязыч­ных странах. Его типология стала теоретической основой бесчислен­ных академических работ, посвященных анализу повествовательных текстов, и создатели новых теорий, как правило, считают нужным с ней считаться4.

Самым проблематичным в теории Штанцеля во всех ее вариациях является то, что центральное понятие — «повествовательная ситуа­ция» — оказывается сложной категорией, где пересекается несколько оппозиций. В 1979 г. Штанцель моделирует повествовательную ситуа­цию на основе трех оппозиций:

1. Оппозиция лица: «идентичность» — «неидентичность» сфер су­ществования нарратора и персонажа.

2. Оппозиция перспективы: «внутренняя» — «внешняя» точка зрения (Innenperspektive Außenperspektive).

3. Оппозиция модуса: «нарратор» — «рефлектор».

Каждая из трех различаемых Штанцелем повествовательных ситуа­ций определяется преобладанием одного из членов названных оппози­ций:

1. Повествовательная ситуация от первого лица:

1. Повествовательная ситуация от первого лица: преобладание иден­тичности сфер существования нарратора и персонажа.

2. Аукториальная повествовательная ситуация:

2. Аукториальная повествовательная ситуация: преобладание внеш­ней точки зрения.

2 См. критический разбор «Теории повествования» (Штанцель 1979): Петерсен 1981.

3 См. обзор и доработку: Кон 1981.

4 Ср. Женетт 1983, 77—89. Влиятельность типологии Штанцеля, впрочем, не увеличилась с публикацией поздней версии (1979), в которой первоначальная триа­да была осложнена в свете актуальных научных дискуссий. Эта модернизация сде­лала систему Штанцеля несколько запутанной. Большое влияние штанцелевой три­ады основывается как раз на ранних, первоначальных ее вариантах (1955; 1964).

111