Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хекхаузен Х. - Мотивация и деятельность.doc
Скачиваний:
134
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
4.79 Mб
Скачать

Другие методики

За последние 25 лет для измерения мотива достижения было разработано большое количество методик, пред­ставляющих собой проективные те­сты, перечни личностных свойств или опросники [S. Fineman, 1977; Н. Нес-khausen et al., 1980]. Здесь мы рас­смотрим только несколько отличных от описанных выше проективных те­стов и опросников, которые в той или иной степени обладали конструктной валидностью.

В разработанном Френч [Е. French, 1955; 1958] тесте на интуицию (FTI) для стимулирования содержательной продукции вместо картинок использо­вались краткие зачины рассказов (на­пример: «Пат всегда пытается сде­лать что-то новое»). Соответству­ющие ключевые категории содержания аналогичны употребляемым в ме­тодиках nAch, на практике FTI чаще всего привлекают, если исследова­тель (скажем, при изучении межкуль­турных различий) считает целесооб­разным заменить изобразительные средства побуждения на вербальные. Методика ТАТ Бёрни, Бардика и Ти-вэна [R. S. Birney, H. Burdick, R. С. Teevan, 1969] предполагает, что страх перед неудачей возникает не столь часто и, скорее, есть побочный результат восприятия окружения как угрожающего самооценке. Соответ­ствующая мотивационная переменная была обозначена как враждебное давление (hostile press — HP), в те­оретическом отношении она оказа­лась близка к БН, а также к низ­кой потребности достижения nAch [R. С. Birney et al., 1969; Н. Heckha-usen, 1968, S. 120 — 125]. Среди про­ективных методик следует, наконец, назвать графический тест Аронсона [Е. Aranson, 1958]. Различные вариан­ты пространственно оформленного воспроизведения кратковременно предъявлявшихся нечетких рисунков рассматриваются после детальной обработки с помощью специальных ключевых категорий как индекс ори­ентированного на успех мотива дости­жения. Эта невербальная методика оказалась единственным пригодным тестом для маленьких детей, кроме того, она позволила подсчитать по орнаментам на вазах индекс мотива достижения для различных периодов истории античной Греции [D. С. McClelland, 1958b; 1961].

Разнообразные опросники, предназ­наченные для измерения мотивации достижения, до настоящего времени, как правило, мало что давали для определения конструктной валидно­сти, во всяком случае, по сравнению с методиками ТАТ [H.-D. Schmalt, 1976а]. Если же вспомнить о «полуп­роективной» LM-решетке, то следует согласиться с мнением Мак-Клелланда [D. С. McClelland, 1958b; 1971; 1972], что непосредственные суждения субъекта в том виде, в каком они используются в опросни­ках, не выявляют индивидуальных различий в мотиве. Исключение со­ставляют три методики, разработанные в США [A. Mehrabian, 1968], в Голландии [Н. J. M. Hermans, 1970] и в Норвегии [Т. Giesme, R. Nygard, 1970], поскольку их разработка осу­ществлялась с учетом теоретических результатов исследования мотивации достижения.

В заданиях опросника Мехрабяна [A. Mehrabian, 1968; 1969] «Шкала достижений с предпочтением риска» (Mehrabian Achievement Risk Prefe­rence Scale, MARPS) использовались такие важные результаты исследова­ний мотивации достижения, как выде­ленные при помощи методик ТАТ по­веденческие корреляты различий -в мотивах: реалистичность уровня при­тязаний, самостоятельность в проти­воположность конформизму, склон­ность к планированию временной пер­спективы, забота о развитии соб­ственных способностей (к примеру: «В свободное время я предпочел бы научиться игре, которая не только развлекает, но и развивает способно­сти») и т. д. В одной из серий экспе­риментов группы испытуемых сравни­вались по результатам этого опросни­ка. Поскольку полученные данные подтвердили гипотезу, можно сделать вывод об определенной конструктной валидности опросника Мехрабяна.

Примерно то же самое можно ска­зать и об опроснике, созданном Хермансом [Н. J. M. Hermans, 1970], с ва­риантами для 10 — 16-летних [1971] и взрослых [1976]. Он коррелирует с опросником Мехрабяна, и, как показа­ли Шульц и Померанц [С. В. Schulz, М. Pomerantz, 1974], его валидность сравнима с этим опросником. Возмож­но, среди методик изучения мотивов успеха и неудачи наиболее тщательно разработана «Шкала мотивации до­стижения» (Achievement Motivation Scale, AMS) Гьесме и Нигарда [Т. Gjesme, R. Nygard, 1970]. В этой шкале аффективная окраска пережи­ваний связывается с различными субъективными вероятностями успеха соответственно результатам исследо­ваний по мотивации достижения. В качестве примера можно привести следующие утверждения: «Мне нра­вится решать задачи, которые пред­ставляют для меня определенную трудность» (шкала мотива успеха); «Я начинаю беспокоиться, если сталки­ваюсь с проблемой, которую не могу понять сразу» (шкала мотива неуда­чи). Шкалы обоих мотивов обнаружи­вают незначительную отрицательную корреляцию. Данные по валидации получены Рэндом [P. Rand, 1978] в форме оценок достижений при реше­нии задач различной степени трудно­сти.