Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хекхаузен Х. - Мотивация и деятельность.doc
Скачиваний:
124
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
4.79 Mб
Скачать

Исследования шкалы макиавеллизма

Испытуемые с высоким мотивом власти несомненно обладают более развитой способностью с выгодой для себя использовать предоставляемые ситуацией возможности действия. Эту способность детально изучил Кристи вместе со своим коллегой Рейсом [R. Christie, F. L. Geis, 1970]. Если принять во внимание близость полу­ченных ими результатов данным Шна-керса и Кляйнбека, то поразительным является само обстоятельство, что измеренный при помощи основанной на ТАТ методики мотив власти и измеренный с помощью опросника Кристи макиавеллизм (Мас-шкала) между собой не коррелируют. Маки­авеллизм, по-видимому, представляет собой синдром отношения власти, не являющийся сам по себе ни необходи­мым, ни достаточным условием для сильного мотива власти в рассмот­ренном выше смысле. Вместе с тем отмеченная выше способность может быть связана с обеими личностными диспозициями. Имеющихся к насто­ящему времени данных явно не хвата­ет для достижения ясности в этом вопросе.

За основу своей «шкалы макиавел­лизма» Кристи [R. Christie, F. L. Geis, 1970, гл. 2] взял высказывания из двух трактатов Макиавелли — «Рассуждения» и «Князь»,— опубликованных в Риме в 1531 и 1532 гг. соответственно. В оконча­тельном варианте (Mach Y) опросник содержит 20 тщательно отобранных и уравненных по шкале социальной же­лательности троек утверждений, в которых следует выбрать одно. В приведенном ниже примере показате­лем макиавеллизма является выбор утверждения «В».

A. Люди становятся столь ленивыми и снис­ходительными к себе, что это добром для нашей страны не кончится.

B. Лучший способ иметь дело с людьми—это говорить им то, что они хотят услышать.

C. Было бы хорошо, если бы люди стали добрее к менее удачливым, чем они сами.

Полученные в многочисленных ис­следованиях данные сводятся к сле­дующему. Испытуемые с высоким ин­дексом макиавеллизма, поддавшись при выполнении задания спровоциро­ванному соблазну сплутовать, при последующем неприятном опросе ча­ще без тени смущения смотрят прямо в глаза экспериментатору. Вместе с тем второму испытуемому (сообщнику экспериментатора) склонить их к плу­товству было труднее, чем тех, чей показатель макиавеллизма был ни­зок. В ситуации групповой дискуссии испытуемые с высоким индексом ма­киавеллизма с меньшей легкостью ме­няли свое мнение под влиянием груп­пового давления. Они скорее подда­вались искушению солгать, когда дав­ление исходило от человека, обла­давшего высоким престижем (в то время как для испытуемых с низким индексом макиавеллизма престиж ис­кушавшего их человека не был суще­ствен). В ролевой игре «Парламент» они больше настаивали на проектах, разжигавших страсти (например, под­нять избирательный ценз до 25 лет), чем на нейтральных предложениях (ввести в употребление новую почто­вую марку), и т. д. В конечном счете авторы приходят к следующим выводам:

«Людей, набравших по шкале макиавеллиз­ма большее количество очков, отличает от тех, чьи показатели оказались низки, прежде всего большее хладнокровие... Испытуемые с высоким индексом макиавеллизма умелы в общении, чаще выигрывают, лучше убеждают других, труднее поддаются убеждению, они заметно отличаются от людей с низкими показателями макиавеллизма и в иных отношениях, скажем, в ситуациях непосредственного вза­имодействия с другими людьми, когда им пре­доставляется свобода импровизации и возмож­ность делать то, что они могут и хотят, в тех ситуациях, в которых «слабо выраженным ма­киавеллистам» мешает эмоциональная вовле­ченность в безотносительные к победе подроб­ности... «Выраженные макиавеллисты» значи­тельно менее склонны к эмоциональной вовле­ченности в проблемы других людей, к чувстви­тельным излияниям или к сохранению репута­ции в затруднительных обстоятельствах... Од­ним из следствий малой подверженности «вы­раженных макиавеллистов» эмоциональному вовлечению является их неподатливость грубо­му социальному давлению, толкающему на уступки, сотрудничество или смену установок... Свойственная «выраженным макиавеллистам» тенденция действовать так, как они считают нужным, обеспечивает эффективное использо­вание ими всех предоставляемых ситуаций ре­сурсов (в том числе и отвлекаемых «слабовы-раженных макиавеллистов»). Имеющиеся на сегодня данные не позволяют говорить о том, что в сравнении с последними «сильные маки­авеллисты» более враждебны, порочны или мстительны... В целом они, по-видимому, так же мало уделяют внимания собственному обра­зу и своим убеждениям, как мало внимания уделяют они другим людям или межлично­стным отношениям... «Сильные макиавелли­сты» задают и контролируют социальную структуру групп, смешанных по степени выра­женности у ее членов макиавеллизма. Их предпочитают в качестве партнеров, выдвига­ют и признают лидерами, приписывают им большую убедительность; они, по-видимому, контролируют содержание и атмосферу соци­ального взаимодействия и, как правило, его исход» [R. Christie, F. L. Geis, 1970, р.312, 313].