Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хекхаузен Х. - Мотивация и деятельность.doc
Скачиваний:
124
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
4.79 Mб
Скачать

Тематический апперцепционный тест

Разработанный в 30-е гг. Мюрреем [Н. A. Murray, 1938; 1943; С. D. Mor­gan, Н. A. Murray, 1935] Тематиче­ский апперцепционный тест (ТАТ) сти­мулировал исследования, коренным образом изменившие процедуры изме­рения мотивов. Разработка ТАТ не в последнюю очередь связана с поня­тием «проекция», имевшим в психоло­гии довольно сложную и переменчи­вую историю [см.: Н. Heckhausen, 1960а]. Определяющим стал вариант этого понятия, предложенный Фрей­дом [S. Freud, 1894]. По Фрейду, про­екция служит защитным механизмом, посредством которого индивиды, прежде всего параноики, приписыва­ют другим людям собственные чув­ства и намерения, не желая признать их своими. Они как бы проецируют эти чувства «вовне». Хотя с абсолют­ной надежностью существование та­кого процесса доказать не удалось [В. I. Murstein, R. S. Pryer, 1959], бы­ли выявлены другие, не менее заслу­живающие внимания взаимосвязи. Так, Мюррей [Н. A. Murray, 1933] на одном детском дне рождения после страшных рассказов в темноте про убийства показал детям фотографии незнакомых лиц и попросил сказать, насколько эти люди злы. После рас­сказов те же лица, которые ранее оценивались детьми как добрые, бы­ли охарактеризованы ими как значи­тельно более злые. Очевидно, здесь сказалось дополнительное стимули­рование ситуацией мотивационного состояния повышенной боязни. Сэн-форд [R. H. Sanford, 1937] установил также, что на толковании содержа­ния картинок заметно сказывается чувство голода. Частота упоминания связанных с едой признаков при этом возрастает.

Оставалось сделать небольшой шаг, чтобы от этой методики, позво­ляющей получить индекс мотивации, перейти к разработке методики, да­вавшей показатели «мотив — мотивации». Для этого предъявлявши­еся картинки должны были тематиче­ски соответствовать определенным мотивам, стимулируя у их интерпрета­тора соответствующие мотивацион­ные состояния, которые могли прояв­ляться в опознании и толковании картинок. Чтобы создать у испыту­емого мотивационное состояние, те­матически связанное с воспроизве­денной на картинке ситуацией, испы­туемого просили составить по предъ­явленной картинке развернутый рассказ, для чего ему было необходи­мо полностью переключиться на из­ображенную ситуацию, обдумать, что в ней происходит и может произойти дальше, представить, о чем думают и что чувствуют изображенные лица, и т. д. Если в рассказах разных испыту­емых по содержательно одинаковым картинкам мотивационная тематика проявляется различным образом, то при прочих равных условиях это поз­воляет судить о различиях в соответ­ствующем мотиве.

Мюрреевское диспозициональное понятие мотива (need) и его класси­фикация мотивов уже рассматрива­лись в гл. 3. Это понятие и классифи­кация оказали решающее влияние на разработку ТАТ и первоначально предложенную систему анализа со­держания рассказов [Н. A. Murray, 1943]. Отметим, кстати, что разработ­ке методики ТАТ способствовала дис­куссия между Мюрреем и Оллпортом, профессорами Гарвардского универ­ситета. Оллпорт [G. W. All port, 1953] считал, что индивиды, не проявля­ющие невротических симптомов, на непосредственный вопрос об их моти­вах сразу могут дать ответ. На это возразил Мюррей, который в данном вопросе придерживался позиции Фрейда, впервые изложенной еще в 1900 г. Мюррей утверждал, что моти­вы недоступны интроспекции и нахо­дят свое выражение в мечтах, снови­дениях и других продуктах воображе­ния. Однако мы не станем задержи­ваться на истории споров по данному и другим вопросам, связанным с мето­дикой ТАТ [см.: A. W. Combs, 1947; Н. Heckhausen, 1963b; H.-J. Kornadt, 1964; W. Lens, 1974].

Измерение мотивации достижения

Методика ТАТ в том виде, в каком она была разработана Мюрреем для клинико-психологической диагностики личности, не могла считаться надеж­ным инструментом измерения отдель­ного мотива, что побудило Мак-Клелланда и его коллег заняться в конце 40-х гг. поиском средств изме­рения отдельных мотивов. Они изуча­ли возможности применения ТАТ в более однозначных условиях, когда различные мотивационные состояния создавались при помощи эксперимен­тальных средств. Например, исполь­зовалось голодание, длительность ко­торого задавалась лишением пищи на различные сроки: 1, 4 и 16 ч, но при этом сами испытуемые, скажем мат­росы-подводники, не догадывались, что участвуют в исследовании [J. W. Atkinson, D. С. McClelland, 1948]. Кроме того, проведение ТАТ было объективировано и стандарти­зовано в форме группового варианта методики. Картинка, содержательно связанная с пищей, на 20 с показыва­лась испытуемому; затем ему дава­лось 4 мин для написания по ней рассказа. С этой целью на листе бумаги предъявлялись четыре вопро­са, на которые требовалось дать от­вет. (Это были вопросы о тех событи­ях, что происходят на картинке в данный момент, или о тех, что приве­ли к возникновению изображенной ситуации, о том, что думают и чув­ствуют сами персонажи, а также о том, как будет ситуация развиваться дальше и чем закончится.)

Рассказы по ТАТ испытуемых, ли­шенных пищи на разные по длитель­ности промежутки времени, тщатель­но анализировались с точки зрения имеющихся в них различий. Было установлено, что с увеличением вре­мени пищевой депривации в расска­зах начинают чаще встречаться вы­сказывания, связанные с приемом пи­щи или продуктами питания, причем одновременно уменьшается число вы­сказываний на другие темы. Отмечал­ся также рост упоминаний скудости средств питания, инструментальной активности, приближавшей время принятия пищи, и нехватки пищи пер­сонажам рассказа. Напротив, умень­шалось число упоминаний действий, связанных с едой и утолением голо­да. После тщательного отбора от­дельных категорий содержания рас­сказов и их положительной или отри­цательной оценки в баллах (в зависи­мости от увеличения или уменьшения частоты их появления с возрастанием депривации) была разработана проце­дура анализа содержания рассказов. Ее применение экспертами, не имев­шими никакой информации об услови­ях пищевой депривации, в которых писались рассказы, выявило суще­ственные расхождения показателей состояния голода при воздержании от пищи в пределах 1 — 4 ч по сравне­нию с 16 ч.

Учитывая столь тщательные поиски разделительных критериев, результат оказался не слишком впечатляющим. Однако он воодушевил исследовате­лей на то, чтобы без дополнительной перекрестной валидации методики из­мерения состояния голода применить эту объективированную в отношении натуральных потребностных состо­яний методику для измерения более высоких, психогенных мотивов. Ос­новной вопрос заключался в пригод­ности данного метода для получения не только показателя мотивации, но и индекса «мотив — мотивации», т. е. в том, насколько эта методика отража­ет относительно устойчивые индиви­дуальные различия в силе мотивов. В поисках ответа на этот вопрос Мак-Клелланд и его сотрудники [D. С. McClelland et al., 1949; 1953] занялись изучением мотива достиже­ния.

Логика метода измерения мотива была проста [D. С. McClelland, 1958a; 1971]. Его апробация способствовала тому, что исследования мотивации значительно продвинулись вперед. Испытуемые вновь должны были пи­сать рассказы по картинкам, темати­ка которых на этот раз уже относи­лась к достижениям. На рис. 6.4 изоб­ражена одна из наиболее часто ис­пользовавшихся картинок. И опять-таки перед написанием рассказов ис­следователи пытались создать раз­личные мотивационные состояния, для чего использовался тест, состо­явший из 7 разных заданий, предъяв­лявшихся в 6 различных условиях по­буждения мотива достижения. Раз­личная сила побуждения должна бы­ла по-разному проявиться в содержа­нии рассказов, релевантных данному мотиву. Мы, таким образом, имеем здесь дело с экспериментальным пла­ном типа la (см. табл. 1.4), который прежде всего пригоден для решения таких основных проблем, как класси­фикация мотивов (в данном случае установление границ мотива достиже­ния) и их побуждения; но этот план не решает еще проблемы измерения мо­тива (экрпериментальный план типа Па), поскольку для этого необходимо разработать способ анализа содержа­ния рассказов по ТАТ, который позво­лил бы отличить друг от друга неоди­наково стимулированные мотивацион­ные состояния.

Длившийся 20 — 30 мин предвари­тельный тест и непосредственно за ним предъявлявшаяся методика ТАТ проводились разными экспериментаторами с тем, чтобы оба были свобод­ны в своих действиях. Предполага­лось, что индуцированное в предвари­тельной части исследования мотива-ционное состояние сразу не исчезает, но сохраняется и во время написания рассказов. Условия побуждения моти­ва были разделены следующим образом.

Расслабляющее. Экспериментатор представлялся испытуемым студен­том старшего курса, вел себя во время эксперимента очень раскован­но, сообщал, что предложенные те­стовые задания еще только разраба­тываются и поэтому проверяются не испытуемые, а сами задания с целью их совершенствования. Он также го­ворил, что испытуемым можно не указывать свои фамилии и не подпи­сывать тестовые бланки.

Нейтральное. В этом случае тема­тически связанное с достижениями содержание ситуации не преувеличи­валось, но и не преуменьшалось. Си­туация эксперимента должна была походить на обычное исследование.

Ориентирующее на достижение. В этом случае экспериментатор вел се­бя, как экзаменатор, подчеркивал значение предложенных заданий как теста, направленного на оценку спо­собностей, и побуждал участников «сделать все от них зависящее».

Успех. Тестовые задания предъяв­лялись с теми же комментариями, что и в предыдущем случае. После выполнения первого из них и в конце серии испытуемые получали возмож­ность сравнить свои результаты с сообщавшимися экспериментатором «нормами», которые были столь низ­кими, что каждый испытуемый доби­вался «успеха».

Неудача. Все происходило так же, как и в предыдущем случае, за ис­ключением сообщаемых «норм», кото­рые были заведомо выше результа­тов испытуемых, что неизбежно вело к переживаниям неудачи.

Успехнеудача. После первого за­дания следовал «успех», как в усло­вии успеха, а в заключение теста — «неудача», как в условии неудачи.

Каждое из этих побуждающих усло­вий несет в себе определенные, тема­тически связанные с достижением со­держания, которые указывают на привлекательность (валентность) воз­можных последствий деятельности. Речь идет о тех естественно ожида­емых в данной ситуации, а затем и переживаемых валентностях, которые вызывают релевантные мотиву чув­ства, активируя определенное состо­яние мотивации (особенно сказывает­ся при этом влияние успешных или неуспешных результатов на самооцен­ку и оценку другими) [D. С. McClel­land, 1971; Н. Heckhausen, 1977а, b]. Вряд ли в расслабляющем условии, когда как бы проверяются сами те­стовые задания, а не собственные способности испытуемого, хороший результат будет иметь решающее значение для самоутверждения или оценки другими. Точно так же не будет чрезмерной угроза плохого ре­зультата. Последний, однако, будет оцениваться иначе в условии индуци­рования неудачи.

Рис. 6.4. «Два изобретате­ля», одна из наиболее часто используемых картинок в ме­тодиках n Ach [D. С. McClel­land, J- W. Atkinson, Я. А. Clark E. L. Lowell, 1953, р. 101]