Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_k_GOSam_2008.doc
Скачиваний:
190
Добавлен:
19.02.2016
Размер:
3.07 Mб
Скачать

24. Деловые круги как новый фактор в формировании внешнеполитических приоритетов рф. – Миша

На протяжении всей новейшей истории России экспорт сырья оставался (и будет оставаться в долгосрочной перспективе) ключевым источником дохода нашей страны. Экспорт нефти, газа и продуктов их переработки ежегодно приносит в казну более 150 млрд долларов. В связи с этим, реализация экспортных проектов компаний топливно-энергетического комплекса является одним из ключевых приоритетов государства. Данные проекты невозможно было бы осуществлять без тесного и продуктивного взаимодействия бизнес-элит и правящих кругов государства (Это подтверждает тот, факт, что часто многие чиновники занимают ключевые посты в сырьевых компаниях – Медведев, Зубков…)

Примеры крупных международных проектов Газпрома:

Газопровод «Северный поток» (Nord Stream)

Газопровод «Северный поток» (Nord Stream) – это принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны.

Новый газопровод имеет большое значение для обеспечения растущих потребностей европейского рынка в природном газе. Согласно прогнозам импорт газа в страны Европейского Союза возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд. куб. м, или более чем на 50%. Благодаря прямому соединению крупнейших в мире запасов газа, расположенных в России, с европейской газотранспортной системой, «Северный поток» сможет удовлетворить около 25% этой дополнительной потребности в импортируемом газе.

«Северный поток» соединит балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность газопровода составит около 1200 км.

Проект «Сахалин-2»

Одним из стратегически приоритетных регионов для ОАО «Газпром» на долгосрочную перспективу является Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Государственная политика по формированию газовой промышленности на Востоке России определена в «Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР», которая одобрена Правительством РФ 15 июня 2007 года (утверждена приказом Минпромэнерго №340 от 3 сентября 2007 года).

«Газпром» назначен координатором деятельности по реализации Программы. Для достижения поставленных целей в Программе определена очерёдность разработки газовых ресурсов региона. Промышленная добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке начинается на наиболее подготовленных к эксплуатации месторождениях шельфа о. Сахалин (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»).

Оператором проекта «Сахалин-2» является компания Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (Sakhalin Energy).

Акционеры Sakhalin Energy

– ОАО «Газпром» (50% плюс одна акция).

– Shell Sakhalin Holdings B.V. (дочернее предприятие Royal Dutch Shell plc., 27,5% минус одна акция).

– Mitsui Sakhalin Holdings B.V. (дочернее предприятие компании Mitsui & Co. Ltd., 12,5% акций).

– Diamond Gas Sakhalin B.V. (дочернее предприятие компании Mitsubishi Corporation, 10% акций).

Российский союз промышленников и предпринимателей - общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов. РСПП видит свое предназначение в консолидации усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире при условии баланса интересов общества, власти и бизнеса.

В настоящее время Российский союз существует в двух юридических лицах – общероссийской общественной организации (ООО РСПП) и общероссийского объединения работодателей (ООР РСПП). Персональный состав органов управления обеих организаций совпадает.

РСПП утверждает, что интеграция российского бизнеса в мировую экономику, сохранение традиционных и поиск новых рынков сбыта продукции российского производства, создание условий для привлечения иностранных инвестиций в страну - актуальнейшие задачи внешней политики. РСПП поддерживает деятельность в России всех предпринимателей, как российских, так и иностранных. РСПП проводит и будет проводить свою линию в диалогах с представителями деловых кругов США, Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона, СНГ, других регионов. РСПП особо подчеркивает, что членство в ВТО - средство для дальнейшего развития отечественной экономики.

В последние годы основными целями российской внешнеэкономической политики были присоединение к ВТО и обеспечение экономического доминирования России на пространстве СНГ (включая создание Таможенного союза, ЕЭП, ЕврАзЭС, планы по созданию зоны свободной торговли).

РСПП считает, что на современном этапе развития России, при существующих тенденциях в сфере международных экономических отношений выработка любой работоспособной внешнеэкономической доктрины невозможна без активного участия бизнеса. Бизнес является главным субъектом внешней торговли, и любые попытки выстраивания системы внешней торговли без учета его мнения будут как минимум неэффективными.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей создан (реорганизован из Рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО) Комитет по торговой политике и ВТО (председатель – А.А.Мордашов, Генеральный директор ЗАО "Северсталь"), целью деятельности которого является формирование позиции бизнеса по внешнеторговой политике, а также поддержка государства в формировании внешнеэкономической стратегии. Бизнес готов к активному диалогу в этом направлении.

На сегодняшний день качество диалога бизнеса и государства по вопросам внешнеэкономической политики нельзя назвать оптимальным. В то же время, есть как минимум два примера успешного взаимодействия: формирование позиции России на переговорах по присоединению к ВТО и формулирование предложений по созданию системы поддержки экспорта.

Бизнес считает, что интеграция в мировое экономическое пространство может сегодня базироваться только на основе норм и правил ВТО, динамично развивающихся и охватывающих всё более широкий спектр торгово-экономических отношений между странами.

Российский союз промышленников и предпринимателей в 2000 году выступил инициатором полемики о плюсах и минусах членства в ВТО, за ходом которой пристально следят и наши партнёры по переговорам о присоединении России к ВТО. В ходе этой дискуссии была сформулирована и позиция РСПП, закрепленная в резолюции РСПП по вопросу вступления России в ВТО (14 ноября 2001 г.), в которой российский бизнес твердо заявил о своей поддержке присоединения к ВТО, но только на приемлемых для России условиях. Эта позиция была конкретизирована в обращении РСПП к правительствам государств-членов ВТО (28 февраля 2002 г.), а также доведена до сведения наших коллективных членов РСПП в ходе встреч в рамках российско-американского делового диалога, круглого стола промышленников России и Евросоюза, Рабочей группы РСПП и Конфедерации Британских промышленников по вопросам ВТО, Российско-Германской Рабочей группы по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, целого ряда конференций, семинаров и круглых столов.

Проведение консультаций и переговоров, анализ состояния и перспектив развития различных отраслей и экономики в целом в свете норм и правил ВТО с привлечением широкого круга руководителей и специалистов отраслевых ассоциаций и конкретных предприятий позволило сделать процесс подготовки по присоединению России к ВТО гласным и достаточно прозрачным.

Три группы в Кремле. За доступ к телу президента в период 1994-96 годов конкурировали три группировки. Первая группа – «свердловские» - соратники Ельцина еще времен его работы первым секретарем Свердловского обкома КПСС и которых он взял с собой, перебравшись в Москву. Это были Ю.Петров (первый глава администрации президента), В.Илюшин, Л.Суханов, О.Лобов и др.

Вторая группа – так называемая «демшиза» - это были люди диссидентского толка, примкнувшие к Ельцину во времена его борьбы против КПСС. Это были, например, С.Филатов (глава администрации Ельцина в 1993-96 годах), В.Костиков (пресс-секретарь Ельцина в 1992-95 годах), В.Илюшин, С.Шахрай, Г.Сатаров, Ю.Батурин, А.Лифшиц, Л.Пихоя и многие другие. Их деловые качества были крайне слабые (Ельцин взял их к себе за то, что они хорошо умели ругать советский строй, но заниматься хоть каким-то полезным делом они не умели), поэтому к 1996 году многие из них вынуждены были покинуть Кремль.

И, наконец, третьей группой, влияние которой в Кремле (и, соответственно, на политическую жизнь страны) в 1994-96 годах непрерывно усиливалось, были так называемые силовики. К ним относился в первую очередь Александр Коржаков – начальник Службы безопасности президента, а также его друг М.Барсуков (в 1992-95 годах начальник Главного управления охраны, в 1995-96 годах – директор ФСБ), первый вице-премьер О.Сосковец, теннисный партнер Ельцина Ш.Тарпищев, управляющий делами президента П.Бородин; а также их ставленники. Все они охотно составляли компанию Ельцина в его пьянстве, что сплачивало эту группу и позволяло ей вертеть деградирующим президентом.

Постепенно отношения в Кремле стали напоминать те, которые бытовали в Российской империи во времена Распутина. Группа Коржакова-Барсукова и приближенные к ним коммерсанты влияли как непосредственно на президента, так и на членов его семьи – жену Наину Иосифовну и дочь Татьяну Дьяченко, которые влияли на президента. Распутинщина просто меркла по сравнению с коржаковщиной.

Одним из таких коммерсантов, в 1994-95 годах приближенных к группе Коржакова-Барсукова и семье Ельцина был тогда еще мало кому известный Борис Березовский. Его конкурентом был банкир Владимир Гусинский («Мост-банк»). 2 декабря 1994 года страна была потрясена невиданным скандалом: неизвестные вооруженные лица совершили нападение на офис Гусинского, расположенный в бывшем здании СЭВ, после чего Гусинский сбежал за границу. Как впоследствии выяснилось, «наезд» организовали Коржаков с Барсуковым по наводке Березовского. «Наезду» предшествовала заказная статья «падает снег», опубликованная в «Российской газете» 19 ноября 1994 года и перепечатанная многими региональными изданиями, в которой утверждалось, что московский мэр Лужков при поддержке Гусинского намерен совершить переворот и сам стать президентом.

Победив Гусинского, Березовский при поддержке Коржакова закрепился при дворе Ельцина. Используя свое влияние, он активно начал присваивать себе выставляемую на продажу государственную собственность. В ходе залоговых аукционов он, используя свою близость к Кремлю, взял под свой контроль «Аэрофлот», а затем обратил свои взоры и к нефти, приватизировав ряд нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, которые были объединены в компанию «Сибнефть». Причем при захвате предприятий Березовский, в отличие от многих своих конкурентов, не стремился приобрести контрольный пакет акций, а ограничивался тем, что расставлял у руководства своих людей, с помощью которых направлял финансовые потоки в свой карман.

После победы Ельцина на президентских выборах настала пора расплаты. Ельцин начал щедро раздавать капиталистам, вкладывавшимся в его победу, целые куски бюджета. Тогда же предприятия, готовившиеся к приватизации, были щедро розданы бывшим спонсорам предвыборной кампании Ельцина. Глава «Мост-банка» Гусинский осенью 1996 года гордо заявлял, что «всего 7 предпринимателей контролируют свыше половины экономики России». После этих слов политический режим, сформировавшийся после выборов 1996 года, стали называть «семибанкирщиной». Вот эти 7 банкиров, которые в сумме контролировали свыше половины экономики России: Б.Березовский («Логоваз»), В.Гусинский («Мост-банк»), В.Потанин (ОНЭКСИМбанк), А.Смоленский (банк СБС-Агро), В.Виноградов («Инкомбанк»), М.Ходорковский («ЮКОС») и М.Фридман ("Альфа-банк"). Они уже не ограничивались просто коммерческой деятельностью: каждый из них, помимо своего «бизнеса» (в основном банковского и сырьевого) имел свои медиа-холдинги, газеты, телеканалы и своих прикормленных политиков. Те замашки Гусинского, которые в конце 1994 года считались дикостью, в 1996 году стали правилом среди крупных капиталистов, которых стали называть «олигархи».

На следующий же день после своей победы на выборах Ельцин вновь внес кандидатуру Черномырдина на должность премьер-министра. 10 августа Дума утвердила его кандидатуру тайным голосованием, причем за него голосовали и часть представителей оппозиции. Это правительство поставило рекорд по количеству вице-премьеров – их там было 11, в том числе 4 первых. «Творцы» предвыборной победы Ельцина оказались не забыты: в числе первых вице-премьеров оказались банкир Потанин и бывший первый помощник президента Илюшин. Руководителем же администрации президента РФ стал Чубайс. На фоне недееспособного Ельцина он фактически сосредоточил в своих руках высшую власть в государстве.

Правительство «семибанкирщины», созданное после президентских выборов-1996, к началу 1997 года довело страну до последней грани. Задержки зарплаты в постоянно росли – в среднем по России они составляли больше шести месяцев, а на многих предприятиях – больше года. Продолжало лавинообразно расти число акций протеста. На профсоюзной акции протеста, состоявшейся в марте 1997 года, миллионы человек вышли на улицу под лозунгом «Ельцина – в отставку!».

В таких условиях ельцинская администрация решила выйти из кризиса испытанным способом – сменой лиц у власти. Коррумпированное правительство было в марте 1997 года разогнано. Черномырдин остался премьер-министром, но вся структура правительства полностью поменялась. Первым вице-премьером (по совместительству – министром финансов) был назначен А.Чубайс, до этого занимавший должность главы администрации президента. Новым руководителем президентской администрации стал В.Юмашев, настоящий автор трех книг ельцинских мемуаров. Еще одним первым вице-премьером (по совместительству – министром топлива и энергетики) стал бывший губернатор Нижегородской области Б.Немцов. Придя в правительство, он начал фонтанировать разнообразными сомнительными идеями, например предложил в принудительном порядке принудить чиновников ездить на автомобилях отечественного производства, а не на иномарках.

В числе своих первых шагов правительство Чубайса-Немцова назвало решение проблем экономики путем активизации либеральных реформ. Были выдвинуты идеи «секвестра бюджета» (т.е. сокращение бюджетных расходов, в первую очередь на социальную сферу), реформу ЖКХ (именно тогда впервые была озвучена идея о «100%-ной оплате коммунальных услуг) и т.п. Однако эти идеи тогда натолкнулись на резкое сопротивление общественности и не были реализованы.

Главной же политикой правительства Чубайса-Немцова стало получение средств и затыкание ими дыр в бюджете за счет распродажи государственной собственности. Особенность этого «нового этапа приватизации» состояла в том, что если раньше общенародную собственность отдавали в частные руки бесплатно или за копейки, то теперь пришлось продавать госсобственность «по реальной стоимости» и выплаченными деньгами погашать долги по зарплате.

Первым конкурсом по новым правилам стала продажа 25%+1 акции телекоммуникационого холдинга «Связинвест». В борьбе за него образовались две конкурирующие группы: с одной стороны – блок Б.Березовского и В.Гусинского, с другой стороны – «Онэксимбанк» В.Потанина, который привлек средства «Дойче-банка» и фонда Сороса. Чубайс и Немцов неприкрыто лоббировали интересы Потанина. Он и победил.

Вершиной политики правительства Чубайса-Немцова по спасению бюджета должен был стать аукцион по продаже государственной нефтяной компании «Роснефть». В борьбе за нее образовались две конкурирующие группы: с одной стороны – «Газпром»+»Лукойл»+ Royal Dutch Shell, интересы которой выражали Березовский и Гусинский, с другой стороны – группа Потанина – «Онэксим-банк» + British Petroleum, интересы которой выражала группа Чубайса-Немцова.

Финансовый обвал. Тем временем всё больше и больше раскручивался финансовый кризис в России, который был частью кризиса мирового. Цены на нефть были на рекордно низком уровне, поэтому в бюджете была катастрофическая нехватка средств. При этом в бюджете образовались две огромные дыры. Во-первых, треть всего бюджета шла на обслуживание внешнего долга, и правительство Кириенко было преисполнено решимости выплачивать эти долги в полном объеме. Во-вторых, пирамида ГКО уже начала рушиться. Для того, чтобы держатели ГКО не выбрасывали их на рынок, правительство постоянно повышало проценты уплаты по ним, доведя их до 150% годовых. Все чаще звучали слова о грядущей девальвации рубля.

1 июля правительство Кириенко представило в Думу пакет «антикризисных законов», предлагавших путем дальнейших либеральных реформ добиться новых кредитов у Запада. Ельцин тогда заявил: «У нас нет никакого кризиса!», после чего «антикризисные» законы были переименованы в «стабилизационные». В июле МВФ выделил России кредит в 4,8 млрд долларов «на поддержание курса рубля». Однако даже в таких условиях чиновники и приближенные к ним олигархи не удержались от того, чтобы этот кредит разворовать. До бюджета он так и не дошел. Впоследствии выяснилось, что ряд высших чиновников правительства, в том числе Чубайс, Гайдар, глава Центробанка Дубинин и даже сам премьер-министр Кириенко сами были активными игроками на рынке ГКО, причем, сами назначали на нем «правила игры». За несколько дней до окончательного обвала этой финансовой пирамиды они выбросили свои запасы ГКО на рынок, чем еще более усугубили кризис.

ИТОГ:

К сожалению, выясняется, что в России сейчас отсутствует какой-либо координирующий орган, который определял бы политику нашей страны по всему комплексу политических и экономических отношений с нашими соседями по бывшему единому государству. МИД занимается политическими вопросами и в основном проблемами, так называемого "дальнего зарубежья". Греф, который по закону о внешнеэкономической деятельности должен отвечать за государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, вообще этим не занимается. Все идет само по себе. А в итоге все определяет позиция наших топливно-энергетических олигархов. Именно они определяют внешнюю политику России на постсоветском пространстве.

Важнейшая роль бизнеса в обеспечении энергетической безопасности –

  1. строительство по дну Балтийского моря (2011-12)

  2. нефтепровода в обход Белоруссии,

  3. Бургас-Алексондрополлис БРОНЗОВЫЙ СОЛДАТ В ТАЛЛИНЕ

Демонтаж Бронзового солдата в Таллине и разгон его защитников вызвал почти единогласную реакцию российских политиков. Депутаты Госдумы отреагировали на это принятием заявления, в котором потребовали от правительства ввести экономические санкции в отношении Эстонии, а также пойти на другие жесткие меры. Российские олигархи, контролирующие как минимум, 30% ВВП в Эстонии пока хранят молчание. Между тем, пока все грозные выступления депутатов о российской экономической блокаде Эстонии остаются просто словами. Россия практически ничего не импортирует из Эстонии, а вот крупный российский бизнес, лишившись эстонских транспортных коммуникаций, может понести убытки исчисляемые миллиардами долларов. В 2006 году рост инвестиций из России в государство, демонстративно подчеркнувшее наличие территориальных претензий к России, открыто культивирующее героизацию нацизма, дискриминирующее этнических россиян на 10 % провысил уровень прошлого года. Основную роль в экономических связях играет транзит через Эстонию углеводородов и другого минерального сырья. В настоящее время 2/3 транзитного рынка контролируют "Северстальтранс" и швейцарская Gunvor Services, по некоторым данным, принадлежащая совладельцу банка "Россия" Геннадию Тимченко. Эстонская AVR Trans AS занимается перевозкой нефти в России, среди ее клиентов ТНК-BP и "Роснефтехимтранс".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]