Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
констититуция и адм право.docx
Скачиваний:
68
Добавлен:
08.05.2015
Размер:
655.79 Кб
Скачать

Л.В. Андреева современные тенденции развития законодательства о предпринимательской деятельности

Андреева Л.В., доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

1. Поставленная государством цель перехода к инновационному пути развития экономики требует принятия целого ряда экономических, организационных и в том числе правовых мер, направленных на повышение эффективности регулирования экономических отношений. Вместе с тем за более чем 20-летний период функционирования российской экономики в рыночных условиях государство не выработало четкой политики по отношению к предпринимателям. Закон об основах государственного регулирования предпринимательской деятельности, который считают необходимым разработать и принять и ученые, и предприниматели, до сих пор не принят.

Одной из наиболее сложных задач, стоящих перед представителями науки предпринимательского права, является решение вопросов, связанных со степенью государственного вмешательства в рыночные отношения, о видах и формах государственного регулирования экономической, в том числе предпринимательской, деятельности.

Законодательное регулирование предпринимательских отношений основывается на конституционных принципах и положениях: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); признание многообразия форм собственности и равной их защиты (ч. 2 ст. 8); свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ч. 1 ст. 8); недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74); недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). В ч. 1 ст. 7 Конституции закреплен важнейший принцип - принцип социального государства.

Как отмечает Г.А. Гаджиев, принцип свободы экономической деятельности связан с равноценным конституционным принципом социального государства, но генетически они различны <1>.

--------------------------------

<1> Гаджиев Г.А. Экономическая эффективность, правовая этика и доверие к государству // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 10 - 21.

2. Как представляется, конституционные принципы и положения отражают интересы отдельных предпринимателей, групп, предпринимательского сообщества в целом и интересы общества и государства, обозначаемые как частные и публичные интересы.

Определение предпринимательской деятельности, содержащееся в Гражданском кодексе РФ - нормативном правовом акте частного права, носит частноправовой характер и не отражает его сущность, что неоднократно подчеркивали ученые-юристы и экономисты. Критике прежде всего подвергается содержащаяся в данном определении цель предпринимательской деятельности - направленность только на извлечение прибыли. Предпринимательская деятельность затрагивает интересы широких слоев населения и должна иметь социально полезный характер. Не отражена в определении и публично-правовая составляющая предпринимательской деятельности.

Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что для защиты общественных интересов федеральный законодатель вправе применять публично-правовой тип регулирования рыночных отношений, конкретные требования к субъектам экономической деятельности, которые отвечали бы критериям соразмерности и пропорциональности государственного вмешательства и обеспечивали бы частные и публичные начала в сфере экономической деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение КС РФ от 13 мая 2010 г. N 685-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 2 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" // Вестник КС РФ. 2010. N 6.

Данные положения означают, что правовое регулирование предпринимательской деятельности должно учитывать ее двуединый характер и обеспечивать сочетание (баланс) частных и публичных интересов.

Направленность на обеспечение частных и публичных интересов выражена в отдельных законодательных и иных нормативных правовых актах <1>. Следует отметить, что необходимость применения разных методов регулирования экономики признается рядом авторов. Так, как отмечают В.Ф. Яковлев и Э.В. Талапина, "на законодательном уровне мы все чаще сталкиваемся со смешанными актами, когда на один и тот же объект распространяются различные методы. Поэтому отрасли права по-прежнему следует разграничивать по предмету и методу, но в современных условиях налицо их взаимозависимость и взаимодействие в регулировании экономических отношений. В целом регулирование экономики является комплексным" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096; и др.

<2> Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. N 2. С. 5 - 16.

3. Однако обеспечение гармонизации частных и публичных интересов осуществляется только применительно к отдельным видам и областям предпринимательской деятельности <1>. Принимаемые государством меры по стимулированию инвестиционной активности предпринимателей, повышению комфортности ведения бизнеса, защите их интересов <2> не носят системный характер. В настоящее время резко возрастает необходимость в долговременной государственной политике в отношении предпринимателей, что требует обозначить в акте программного характера цели, задачи, индикаторы, мероприятия и сроки их выполнения, механизм реализации. Принятие такого документа послужит укреплению уверенности предпринимательского сообщества в стабильности и благоприятном для него развитии законодательства о предпринимательской деятельности, что будет способствовать усилению инвестиционной активности, укреплению государственно-частного партнерства.

--------------------------------

<1> См.: Федеральные законы от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ; от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ; и др.

<2> Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2305; распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 953-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса" // СЗ РФ. 2013. N 25. Ст. 3172; и др.

Еще одна тенденция в правовом регулировании предпринимательской деятельности обусловлена происходящими интеграционными процессами, вызванными созданием Таможенного союза и единого экономического пространства и присоединением Российской Федерации к ВТО.

Правовой формой начальных этапов экономической интеграции выступают многочисленные международные договоры, заключенные Россией с государствами - членами Таможенного союза и СНГ. В настоящее время происходит переход на более высокий уровень экономической интеграции и правового регулирования, принятие актов, носящих наднациональный характер, что ставит перед предпринимательским правом новые задачи, связанные с определением границ предпринимательского права. Кроме того, присоединение России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации <1> оказывает существенное воздействие на национальное нормативное регулирование предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4177.