Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
констититуция и адм право.docx
Скачиваний:
68
Добавлен:
08.05.2015
Размер:
655.79 Кб
Скачать

Н.Л. Бондаренко проблема обеспечения стабильности гражданского законодательства республики беларусь

Бондаренко Н.Л., доктор юридических наук, профессор Международного университета "МИТСО".

Вряд ли сегодня может быть оспорен тезис о том, что стабильность законодательства является свидетельством стабильности общества в целом. Стабильность гражданского законодательства формирует у участников гражданского оборота уверенность в том, что "правила игры" не будут изменены внезапно и непредсказуемым образом. Именно благодаря устойчивости нормативных предписаний обеспечивается определенность правового положения участников регулируемых гражданским правом отношений, стимулируется предпринимательская активность и достигается единообразие правоприменительной практики. Для Республики Беларусь стабильность законодательства имеет особое значение, поскольку законодательство нередко обновляется без учета интересов участников регулируемых отношений.

С одной стороны, у нестабильности законодательства есть объективные причины. После распада СССР в Республике Беларусь, как и в других бывших союзных республиках, начался процесс формирования национального законодательства. Учитывая новую рыночную направленность правового регулирования, в новый Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. (далее - ГК) был включен огромный массив правовых норм и институтов, неизвестных действовавшему ранее законодательству. При этом ввиду отсутствия их предварительной апробации лишь позднее, в ходе применения на практике стала очевидной необходимость уточнения, дополнения, изменения многих правовых норм. Кроме того, будучи неспособным практически одномоментно урегулировать столь значительный массив гражданско-правовых отношений, законодатель злоупотреблял отсылочными нормами, намереваясь в перспективе разработать специальное законодательство. В процессе разработки последнего нередко принимались нормы, противоречащие действующему ГК. С другой стороны, ситуацию усугубляло ставшее модным принятие нормативных правовых актов "на злобу дня", имеющих целью решение насущных экономических проблем.

Стабильность законодательства предполагает недопущение ситуаций, когда закон изменяется внезапно или непредсказуемым образом. Участники гражданского оборота имеют право знать наперед о возможных изменениях в своих правах, о пределах их ограничений, о тех границах, за которые законодатель не вправе выходить при внесении изменений в законодательство. Иными словами, у участников гражданского оборота должна быть уверенность в том, что изменения в законодательстве не будут касаться основополагающих правовых принципов.

Гарантии стабильности правовой системы Республики Беларусь закреплены в ст. 38 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", в соответствии с которой изменение нормативного правового акта ранее чем через год после его принятия (издания) допускается только в исключительных случаях на основании требований нормативного правового акта большей юридической силы, если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь или решениями Президента Республики Беларусь. Однако подобные меры, направленные на стабилизацию правовой системы, являются малоэффективными, поскольку потребность в изменении принятого акта может быть вызвана таким обстоятельством, как наличие в законе ошибок. Однако какой прок участникам гражданского оборота от стабильности закона, который неэффективно регулирует общественные отношения или не содержит механизма защиты их прав и законных интересов?

Поскольку право используется как средство реализации социальных, экономических и иных задач, оно должно содействовать прогрессивному развитию общества. Значит, необходимость внесения изменений в законодательство может быть вызвана разумными потребностями общественного развития. Несмотря на кажущуюся противоречивость данного тезиса, стабильность не исключает определенного динамизма правовой системы. Следовательно, о стабильности законодательства свидетельствуют не постоянство и неизменность правовых норм или предписаний, а соблюдение требований основополагающих начал законодательства, обеспечивающих предсказуемость правового регулирования общественных отношений.

Будучи итогом многовекового развития гражданского права, принципы всегда более стабильны, чем отдельные гражданско-правовые нормы, поэтому именно их соблюдение является мерилом стабильности законодательства в целом. Как известно, Французский гражданский кодекс, принятый в 1804 г., продолжает оставаться важнейшим источником действующего гражданского законодательства Франции. Только постоянное обновление его содержания позволило сохранить данный документ в качестве действующего нормативного акта. При этом основные принципы, на которых построен Французский гражданский кодекс, остались неизменными.

В ст. 2 ГК в качестве основных начал гражданского законодательства также закреплены важнейшие гражданско-правовые принципы неприкосновенности собственности, свободы договора, равенства, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Однако мы вынуждены констатировать, что в процессе разработки и принятия актов гражданского законодательства названные принципы зачастую нарушаются. Даже в самом тексте ГК обнаруживаются нормы, противоречащие принципам. В качестве примера приведем п. 2 ст. 392 ГК, в соответствии с которым если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством. Соответствует ли данное положение принципу свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела? Для ответа на этот вопрос достаточно обратиться к ст. 3 ГК, содержащей весьма обширный перечень актов законодательства, требования каждого из которых обязательны для договаривающихся сторон. Иначе говоря, правовая норма любого нормативного акта, включая акты министерств и иных органов управления, может ограничивать действие основного начала гражданского законодательства. Не таким уж фундаментальным после этого оно становится.

Еще один показательный пример. В ст. 2 ГК закреплен принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, в соответствии с которым вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Понятие "закон" подменяется значительно более широким по содержанию понятием "правовая норма", что противоречит требованиям ст. 23 Конституции Республики Беларусь, согласно которой "ограничение прав и свобод личности допустимо только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц". Мы согласны с мнением В.Ф. Яковлева о том, что любое вмешательство в частные дела, не основанное на законе, следует считать произвольным. Для допущения вмешательства нужно, чтобы оно было прямо предусмотрено законом в виде определенных законом полномочий того или иного государственного органа или представителя власти.

Таким образом, преодоление проблемы обеспечения стабильности гражданского законодательства мы видим не в искусственном сдерживании разумного нормотворчества, а в неукоснительном соблюдении требований конституционных и гражданско-правовых принципов, являющихся квинтэссенцией многовекового развития права и законодательства.