Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
констититуция и адм право.docx
Скачиваний:
68
Добавлен:
08.05.2015
Размер:
655.79 Кб
Скачать

С.И. Суслова производные субъективные права на жилые помещения

Суслова С.И., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права Иркутского юридического института (филиала) Российской правовой академии.

Многочисленность субъективных прав на жилые помещения порождает необходимость их систематизации по различным критериям. Так, в юридической литературе выделяют: срочные и бессрочные; вещные и обязательственные; самостоятельные и зависимые; базовые (основные) и производные субъективные права. В рамках данной работы остановимся на последней из названных классификаций как одной из основополагающих и практически значимых.

Производные права на жилые помещения - это субъективные права, возникшие на основании права собственности (в силу сделок и иных юридических фактов). Немаловажным аспектом проблематики производных субъективных прав является вопрос о пересечении правомочий, объяснение которого встречается в работах В.А. Белова, отстаивающего идею "отпочкования" правомочий. Однако она не разделяется нами, поскольку не объясняет того, почему речь идет о разных субъективных правах при идентичном наборе правомочий. Данный вопрос нуждается в отдельном обсуждении, поэтому лишь коротко поясним, что все субъективные права на жилые помещения могут быть представлены одинаковым набором правомочий (владением, пользованием и распоряжением). Даже если с этим полностью не соглашаться, то субъективные права на жилые помещения как минимум можно представить тремя группами. Первая - права, в которых присутствуют все три правомочия (право собственности, право хозяйственного ведения и др.); вторая - права, в содержание которых включены правомочия владения и пользования (временные жильцы, члены семьи собственника, члены семьи нанимателя и др.); третья - права, в содержание которых включены правомочия владения, пользования и частичного распоряжения (наниматели, члены кооператива и др.). Но даже в этом случае мы имеем разные субъективные права с одинаковым набором правомочий.

Без ответа остаются и вопросы о том, откуда в содержании производных субъективных прав оказываются возможности, которых изначально не было в содержании первоначального (материнского) субъективного права. В качестве примера последнего могут выступать право на приватизацию жилого помещения, возникающее у нанимателя по договору социального найма, которого не могло быть у собственника государственного и муниципального жилищного фонда, или возможность проживания, возникающая у любого физического лица в случае предоставления жилого помещения собственником - юридическим лицом или публичным органом. Откуда появляется у нанимателя право на обмен и на поднайм?

Автор данной концепции поясняет следующее: "...содержательная идентичность... "компенсируется" различными условиями их существования и пределами осуществления..." <1>. Представляется, что не следует говорить об идентичности содержания субъективных прав, если возможности совершения определенных действий, включаемые в правомочия субъективных прав, различаются. По логике автора до момента осуществления схожих по содержанию субъективных прав вообще невозможно отграничить одно от другого.

--------------------------------

<1> Белов В.А. Гражданское право. Общая часть: Учебник. М., 2011. Т. 1. Введение в гражданское право. С. 397 - 398.

На самом деле возможностей, которые включаются в правомочия субъективных прав, огромное количество: "...их столько, сколько можно помыслить разнообразных правомерных действий" <1>. Совокупность определенных возможностей цементируется в правомочия. Только при соответствующем их наборе можно говорить о существовании конкретного субъективного права. И если в отношении права собственности перечислить все возможные правомерные действия невозможно, что выливается в термин "наиболее полное господство", то в отношении иных вещных и обязательственных прав вполне реально. Именно поэтому правомочие пользования и правомочие распоряжения собственника не тождественны правомочиям пользования и распоряжения нанимателя.

--------------------------------

<1> Там же. С. 402.

Правильная теоретическая конструкция, утверждающая, что при передаче объекта права собственности в пользование третьим лицам все правомочия остаются у собственника и никуда не исчезают, может иметь два продолжения. Первое - это теория "отпочкования" правомочий, объясняющая взаимосвязь первоначального и производного права, несогласие с которой было высказано. Второе направление может быть иным. Это признание того, что при наступлении определенных юридических фактов, повлекших возникновение прав третьих лиц на передачу им соответствующего объекта, содержание их субъективного права не предопределено содержанием первоначального права. Основания их возникновения предопределены, содержание - нет. Зависимость так называемых базовых и производных прав следует искать исключительно в основаниях их возникновения. Одни юридические факты не могут возникнуть до тех пор, пока отсутствует первоначальное субъективное право. По содержанию такие субъективные права не зависят друг от друга. Это не значит, что они не могут совпадать в наборе и в сочетании конкретных возможностей, поскольку многообразие действий практически бесконечно. И коль скоро большинство из существующих возможных действий включается в содержание права собственности, то их возникновение в содержании иных субъективных прав выглядит вполне логичным.

Бесспорно, базовым (основным, первоначальным) субъективным правом выступает право собственности на жилое помещение. Однако такое упрощенное понимание указанной классификации (право собственности - базовое, все остальные субъективные права - производные) лишено практического значения. Для жилищной сферы важна не только констатация наличия первоначальных прав и прав, возникших на их основе, но и выделение уровней зависимости субъективных прав. Указанное позволяет выделить зависимость вертикального (подчиненного) и горизонтального (неподчиненного) уровня.

Зависимость прямая (первого уровня) - это взаимосвязь права собственности и возникающего на его основе иного субъективного права. К обладателям прямых производных прав следует отнести: нанимателей (по всем видам договора найма); ссудополучателей; членов семьи собственника; отказополучателей; получателя ренты; членов кооператива до полной выплаты пая. Это зависимость вертикального уровня.

Взаимосвязь производных субъективных прав между собой формирует зависимость горизонтальную. Истоком всех указанных прав выступает право собственности. Однако, возникнув на один объект, данные субъективные права выступают обременением не только для права собственности, но и по отношению друг к другу.

Зависимость косвенная (второго уровня) - это взаимосвязь производного права и возникающих на его основе иных субъективных прав. К последним (косвенным производным правам) следует отнести: временных жильцов, поднанимателей, членов семьи нанимателей по социальному и специализированному найму; членов семьи, вселенных членами семьи собственника; членов семьи ссудополучателя; членов семьи члена кооператива, членов семьи поднанимателя, постоянно проживающих лиц по договору коммерческого найма. При косвенной зависимости связи горизонтального уровня также возможны.

Данное деление не только имеет значение с точки зрения законодательного формирования продуманных конструкций должного и возможного поведения участников жилищных отношений, но и может лечь в основу теоретических исследований взаимодействия различных субъективных прав между собой, порождающих такую особую правовую форму, как обременение.