Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП з.с. Учебник.doc
Скачиваний:
94
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
6.4 Mб
Скачать

§2. Виды соучастников а) Общие замечания

Еще большее разнообразие подходов наблюдается в том, что касается деления со участия на виды в зависимости от характера выполнения соучастниками объектив ной стороны преступления.

Прежде всего, в уголовно-правовых системах имеется два различных подхода к тайной проблеме. При одном из них все виды участия в преступлении объединяются понятием единого исполнителя (виновника), при другом подходе, в зависимости от фактического вклада участников в преступление, различаются виды соучастников.

Первый подход основан на т.н. теории «эквивалентности», которая рассматривает каждого участника преступления как исполнителя, не учитывая характера его дей­ствий в содеянном. Критерием уголовно-правовой значимости действий отдельных соучастников служит только причинная связь содеянного с наступившим преступ­ным результатом.

Принцип единого исполнителя отражен в уголовном законодательстве таких стран, как Австрия, Англия, Бразилия, Дания, Исландия, Италия, Сан-Марино, а также некоторых штатов США.

Так, УК Австрии (§ 12) выражает идею эквивалентности в следующей форме: «не только непосредственный исполнитель совершает наказуемое деяние, но и любой, кто склоняет другое лицо исполнить его или иным образом способствует соверше­нию этого деяния»330.

Согласно ч. 1 ст. 11.2. УК Австралии «лицо, которое помогает, подстрекает, сове­тует или побуждает другое лицо совершить преступление, считается совершившим такое преступление и подлежит соответствующему наказанию»331.

По УК Бразилии (ст. 25) «тот, кто каким-либо образом содействует преступле­нию, подпадает под наказание, которое за это преступление предусмотрено»332.

В УК тех штатов США, где не проводится деление соучастников на виды, все они именуются «основными участниками». Например, УК штата Калифорния (ст. 31) устанавливает, что «все лица, заинтересованные в совершении преступления, вне за­висимости от того, является ли оно фелонией или мисдиминором, непосредственно in они совершают деяние, представляющее собой преступление, либо помогают или способствуют его совершению либо, если они не присутствовали, но давали советы или поощряли к его совершению, а также все лица, консультирующие, дающие советы или поощряющие детей в возрасте до 14 лет, лунатиков или идиотов совершить любое преступление или которые используют мошенничество, ухищрения или силу, состо­яние опьянения или иным способом заставляют какое-либо лицо совершить любое преступление или которые посредством угроз, подвергания опасности, приказа или насилия принуждают другое лицо совершить любое преступление, являются основны­ми участниками любого преступления, совершенного подобным образом»333.

Аналогичный подход наблюдается федеральном уголовном законодательстве США: согласно § 2 Титула 18 Свода законов США «тот, кто совершает посягательство против Соединенных Штатов или помогает его совершению, подстрекает, дает со­веты, руководит, побуждает или обеспечивает его совершение, подлежит наказанию как исполнитель данного посягательства»334.

Иногда принцип единого исполнителя вводится законодателем как исключение из общего правила в отношении какого-либо деяния или формы соучастия. Например, со­гласно ч. 9 ст. 18 УК Беларуси участники организованной группы и преступной организа ции признаются исполнителями независимо от их роли в совершенных преступлениях.

Наконец, теория эквивалентности фактически отражена в УК значительного чис­ла стран — бывших британских колоний, которые подразделяют всех соучастников только на две группы — главные исполнители и соучастники после факта соверше ния преступления (Гамбии, Замбии, Занзибара, Кении, Малави, Нигерии 1916 года, Новой Зеландии, Папуа — Новой Гвинеи, Танганьики, Уганды, Фиджи). При этом к главным исполнителям относятся: 1) лица, фактически совершающие действие или бездействие, которое является преступлением; 2) лица, которые учиняют действие, (бездействие) с целью содействия или помощи другому лицу в исполнении преступ­ления; 3) лица, которые помогают преступнику или подстрекают к преступлению; 4) лица, которые дают совет или заставляют совершать преступление. Таким образом, главным исполнителем признается фактический исполнитель, а также широкий круг подстрекателей и пособников.

Второй подход, принятый большинством правовых систем, состоит в том, что все возможные способы содействия преступлению подразделяются на определен­ные виды соучастия (исполнительство, подстрекательство, пособничество и др.). Соотвественно, законодателем выделяются исполнитель, подстрекатель, пособ­ник, а иногда и другие фигуры соучастников.

Так или иначе, в уголовно-правовой теории всех стран различаются преступные роли организатора, исполнителя, подстрекателя, пособника и укрывателя, однако в соотвествии с национальными уголовно-правовыми традициями эти роли по-разном\ распределяются в законодательной контрукции соучастия. При этом в уголовном зако­нодательстве некоторых стран преступные роли определяются только через описание кокретных действий без использования самих терминов «пособник», «подстрекатель» (Аргентина, Мексика, страны французской традиции).

В настоящее время в уголовном праве стран континентальной системы права раз­личаются следующие виды участников преступления:

Исполнитель и соучастник (пособник) (Андорра, Аргентина, Бахрейн, Гватема­ла, Испания, Куба, Нидерланды, Никарагуа, ОАЭ, Португалия, Филиппины, Чили. Франция и другие страны с влиянием французского права);

Исполнитель, подстрекатель и пособник (Болгария, Боливия, Венгрия, Федерация Боснии и Герцеговины, Германия, Колумбия, Македония, Парагвай, Перу, Польша, Рес­публика Корея, Румыния, Сальвадор, Филиппины, Швейцария, Эстония, Япония);

Организатор, исполнитель, подстрекатель и пособник (страны СНГ, Албания, Вьет­нам, КНР, КНДР, Лаос, Латвия, Литва, Монголия, Словакия).

Укрывателя в качестве самостоятельного участника преступления указывают УК Андорры, Аргентины, Никарагуа, Филиппин, Чили, Эквадора.

УК Монголии наряду с вышеуказанными предусматривает еще одну фигуру со­участника — заказчика.

В США, в соответствии с рекомендациями Примерного УК 1962 года, кодексы шта­тов также различают, как правило, лишь исполнителей и соучастников в преступлении. Понятие соучастника во многих УК дается путем перечисления конкретных действий, составляющих соучастие. Так, по УК штата Нью-Йорк соучастник — это лицо, которое «подстрекает, приказывает, настаивает на совершении преступления или умышленно помогает» исполнителю. В УК отдельных штатов под влиянием континентального права появилось также деление соучастников на подстрекателей и пособников.

Такое разнообразие подходов к определению состава участников преступления объясняется главным образом тем, что в каждой уголовно-правовой системе в по­нятия «исполнитель», «подстрекатель», «пособник» вкладывается свое собственное содержание. В результате происходит передвижка границ между различными видами преступной деятельности в рамках института соучастия в ту или иную сторону.

Наибольшие расхождения между уголовно-правовыми системами наблюдаются в оп­ределении такого участника преступления, как исполнитель.

По уголовному законодательству стран СНГ и некоторых других государств ис­полнителем преступления признается лицо, непосредственно совершившее преступ­ление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возрас­та, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК.

Непосредственное совершение преступления означает непосредственное выпол­нение объективной стороны соответствующего преступления. Другие соучастники преступления (организатор, подстрекатель, пособник), в отличие от исполнителя, не выполняют непосредственно действий, образующих объективную сторону совмес­тно совершаемого преступления. Их опасность заключается в том, что они способ­ствуют совершению преступления.

В большинстве стран исполнитель как вид участников преступления понимает­ся в более широком смысле. В тех странах, где официальными являются романские языки, эта фигура обозначается как «автор преступления» (исп. autor, франц. аи- teur), в Нидерландах — как «основной участник».

Фигура автора преступления не всегда и не во всем полностью совпадает с фигу­рой фактического исполнителя. Во-первых, понятие автора шире понятия исполни­теля, так как включает в себя не только исполнителя, но и других лиц, чье участие вы­ступает причиной преступления. Во-вторых, в начале преступления не всегда стоит исполнитель, но всегда лицо, выступающее в качестве автора. Нередко исполнитель лишь лицо, участвующее в преступлении, вдохновляемом или организуемом другим человеком, каким является автор.

В Алжире, Андорре, Гватемале, Гондурасе, Испании, Нидерландах Никарагуа, Португалии, Филиппинах, Чили исполнитель (автор, основной участник) вклю­чает подстрекателя. При этом в большинстве стран Латинской Америки к числу исполнителей (autores) отнесены также те, кто помогал совершению преступления действиями, без которых совершение преступления было бы невозможным (ис­ключение — Перу, Сальвадор).

Так, по УК Гватемалы (ст. 36), Гондураса (ст. 32) и Никарагуа (ст. 24) исполните­лями (автором) признаются: 1) те, кто принимают в преступном деянии непосредс­твенное участие; 2) те, кто принуждают физически или прямо подстрекает другого к исполнению преступления; 3) те, кто участвуют в совершении преступления пос­редством действий, без которых преступление не могло быть совершено.

Однако в УК Франции и почти всех странах французской уголовно-правовой тра­диции, а также УК Бахрейна, ОАЭ подстрекатель отнесен к соучастникам.

Б) Организатор

Выделение фигуры организатора в качестве самостоятельного вида соучастников является характерной чертой «восточной» ветви континентальной системы уголовно­го права, т.е. уголовного законодательства социалистических и постсоциалистичес­

ких государств. Только в некоторых странах за пределами указанной группы дани категория лиц названа и выделяется в УК среди других соучастников (Ливан, Сирия Сомали).

По УК стран СНГ, Литвы и Монголии организатором признается лицо, организо • вавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную органи­зацию) либо руководившее ими. УК Албании и Латвии определяют организатора как лицо, организовавшее совершение преступного деяния или руководившее им.

В УК КНР (ст. 26) предусмотрен институт «главного преступника», который объ- единяет собственно организатора, руководителя преступной группы по осуществле нию преступной деятельности, а также лицо, «играющее главную роль в совместно' преступлении»311.

В большинстве стран мира организация и руководство преступной деятельностью включаются в понятие исполнительства или подстрекательства, либо преследуются и. основе специальных статей Особенной части.

В) Подстрекатель

Подстрекательство представляет собой умышленное склонение другого лица к совершению преступления.

Относительно условий наказуемости подстрекательства в современных уголовные системах наблюдаются две противоположные позиции.

В англо-американской системе уголовного права принята теория самостоятель ного преступления — наказуемо само подстрекательство независимо от его послед ствий. При этом как самостоятельное преступление наказывается только неудавшее ся подстрекательство, поскольку подстрекательство, приведшее к своему результату рассматривается именно как соучастие и наказывается строже.

Напротив, в большинстве стран континентального права придерживаются так на­зываемой акцессорной теории, согласно которой подстрекатель наказуем, если акт,к которому он побуждал, свершился или имело место покушение. Исключение состав ляют Германия, Федерация Боснии и Герцеговины, Македония, Парагвай, Респуб­лика Корея, Швейцария, по УК которых наказуемо даже неудавшееся подстрекатель ство (такие случаи рассматриваются как «покушение на соучастие», т.е. не выходят за рамки рассматриваемого института).

Необходимо отметить, что во всех странах, где принята акцессорная теориям Особенной части предусмотрены случаи, когда подстрекательство наказуемо как самостоятельное преступление. Так, в странах СНГ это призывы к насильствен ному свержению или изменению конституционного строя (в РФ — к экстремист ской деятельности), а также к массовым беспорядкам, в других государствах - к различным преступлениям против государственной безопасности и обществен­ного порядка.

СПб.: Юридический центр Пресс. — 2001.

Кроме указанных действий законодательство многих государств предусматри­вает в качестве наказуемого деяния также подстрекательство к совершению любы\ преступлений вообще или только преступлений определенной степени тяжести (Австрия, Болгария, Германия, Дания, Нидерланды, Польша, Португалия, Швеция. Швейцария и почти все страны Латинской Америки). При этом, как правило, речь идет лишь о публичном подстрекательстве.

Интересная особенность института подстрекательства наблюдается во Фран­ции и других странах французской традиции уголовного права. Соучастие в форме подстрекательства здесь имеет место лишь при условии, что последнее совершалось посредством подарков, обещаний, угроз, требований, злоупотребления властью или полномочиями. В иных случаях подстрекательство не наказуемо, кроме случаев, пре­дусмотренных в Особенной части УК.

Г) Пособник

Под пособничеством в общем виде понимается оказание помощи исполнителю в совершении преступления, при котором сам пособник непосредственно не прини­мает участия в выполнении объективной стороны преступления.

Национальные уголовные законодательства с разной степенью подробности рас­крывают сущность этой фигуры соучастника (участника) преступления.

В странах СНГ, Латвии, Литве, Монголии пособником признается лицо, содей­ствовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением ин­формации или средств совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия или средства соверше­ния преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, i равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Сходное по смыслу определение дается в УК Албании и Болгарии.

По УК Эстонии (ч. 3 ст. 22) пособником признается лицо, умышленно оказавшее физическое, материальное или моральное содействие при совершении другим лицом \мышленного противозаконного деяния312.

В уголовном праве КНР пособниками считаются «лица, выполнявшие в совмест­ном преступлении второстепенную или вспомогательную роль» (ст. 27 УК КНР)313.

Во Франции пособником преступления или проступка признается лицо, ко­торое сознательно своей помощью или содействием облегчило их подготовку или завершение (ст. 121-7 УК), хотя сам термин «пособник» не используется. Вообще \арактерно, что во многих национальных законодательствах понятия «пособник» и соучастник» терминологически не различаются (в частности, страны испанского, французского языка).

Иногда определение пособника законодателем носит весьма лаконичный харак­тер: тот, кто «преднамеренно оказывает помощь в совершении преступления» (ч. 2 ст. 21 УК Венгрии), «тот, кто умышленно помогает другому в совершении умышлен­ного противоправного деяния» (§ 27 УК Германии), «лицо, которое оказывало по­мощь исполнителю, признается пособником» (ст. 62 УК Японии).

Д) Укрыватель

В некоторых странах с испанским влиянием (Андорра, Никарагуа, Филиппины, Чили, Эквадор) укрыватель (encubridor) является одним из видов участников пре­ступления. Под укрывателем в указанных странах понимается лицо, которое, зная о совершенном правонарушении без личного участия в нем, помогает правонарушите- 1ю извлечь выгоду из преступного деяния, либо намеренно препятствует следствию, или затрудняет преследование правонарушителя.

Соучастие после совершения преступления по французскому уголовному прав\ невозможно в принципе. Заранее обещанное укрывательство французское уголовное право относит к соучастию в форме помощи или содействия. К соучастию приравни вается укрывательство некоторых опасных преступников.

Пособничество после факта совершения преступления в течение долгого времени рассматривалось и в Англии, и в США как особая форма соучастия. Однако в пос­ледние десятилетия в обеих странах наметилась тенденция выделить его в самостоя тельный состав.

Так, современное американское законодательство, в отличие от общего права, в большинстве случаев не считает «пособника после факта» соучастником преступ ления. Но он преследуется за самостоятельное статутное преступление воспрепят ствование правосудию. Определенное исключение из общего правила представляе! собой федеральное законодательство США. В § 3 раздела 18 Свода законов не только сохраняется архаичный термин «пособник после факта совершения преступления», но и дается его определение: «Тот, кто, зная о совершении посягательства против Со единенных Штатов, укрывает, облегчает, поддерживает или содействует правонару­шителю с тем, чтобы помешать или воспрепятствовать его аресту, преданию суду или наказанию, является пособником после факта совершения посягательства»314.

Фигура соучастника после факта совершения преступления сохраняется во многш странах — бывших английских колониях. Прежде всего, это те страны, где действует модельный УК британского министерства по делам колоний: Гамбия, Замбия, Занзи­бар, Кения, Малави, Нигерия (южные штаты), Папуа — Новая Гвинея, Танганьика. Уганда, Фиджи. Кроме того, указанный вид участников преступления предусмотрен в уголовном законодательстве Канады, Новой Зеландии и штатов Австралии.

Соучастником после факта совершения преступления считается лицо, которое укры­вает или помогает избежать наказания другому, зная о совершенном им преступлении (ст. 359 УК Замбии; ст. 10 УК Нигерии; ст. 71 УК Новой Зеландии, ст. 10 УК Папуа-Новой Гвинеи и др.). По сути дела термин «пособник после факта совершения преступлениям законодательстве указанных стран используется не для обозначения одной из категории соучастников, а как название укрывателей лиц, совершивших преступление.

В государствах СНГ и Балтии, бывших югославских республиках, Албании, Бол гарии, Боливии, Венгрии, Венесуэле, Гондурасе, КНР, Колумбии, Лаосе, Монголии. Румынии, Уругвае роль укрывателя рассматривается в зависимости от того, было ли укрывательство обещано заранее или нет. В первом случае укрывательство считается частным случаем пособничества. Во втором случае оно рассматривается как самосто в ятельное преступление, предусмотренное в Особенной части УК.

По французскому уголовному праву соучастие после совершения преступления невозможно в принципе, поэтому во всех странах французской традиции укрыва тельство рассматривается только как самостоятельное преступление.