Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по Филипповой.docx
Скачиваний:
110
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
479.72 Кб
Скачать

Идеология, политика и культура

В идеологии постмодернизма, как мы видели, очень сильны политические мотивы, авторы этого круга постоянно взывают к справедливости и стремятся к освобож­дению. Нельзя не признать, что и общество в целом, и государство, которое осуществляет управление им, сильно влияют на систему образования, на ту среду, которая может выстроиться в конкретных образовательных учреждениях. Управление учением, формирование нравственных ценностей, попытки измерения достижений учеников, поддержание дисциплины или, лучше сказать, рабочей атмосферы в группе — формы и методы осуществления всех аспектов педагогичес­кой деятельности весьма сильно зависят от структуры управления в обществе, от типа государственных институтов.

{136}

Множественность социальных институтов, признание ими одной и той же демократической системы ценностей, равновесие их притя­заний на руководство обществом создают обстановку терпимого, мягкого управления системой образования со стороны общества и государства. В таких условиях велика роль творчества, личного инте­реса и познавательной инициативы. В Афинах эпохи Перикла разви­тая и образованная личность была уже отчетливо осознана как одна из наивысших ценностей сообщества, а в то же самое время в тота­литарной Спарте круг ценностей образования и воспитания ограни­чивался воинскими доблестями, преданностью государству и способ­ностью переносить лишения.

В истории представлены и такие варианты развития общества и культуры, при которых происходит упрощение их структуры, дегра­дация и вырождение. Такое катастрофическое изменение условий развития связано с предельным уменьшением внутреннего разнооб­разия системы. Если одна из подсистем общества — церковь, партия, армия — захватывет абсолютное главенство и подавляет все осталь­ные, управление становится авторитарным, разрушаются внутренние системные связи, в результате чего происходит, по существу, откат к стадной организации.

В этом случае общество в целом и любая его подсистема не терпит игры, пытается совершенно исключить случайность. Устанавливается вполне определенное представление об истине: она абсолютна, едина и единственна, ее догматы установлены от века и гарантированы гос­подствующей идеологией. Можно упражняться, говоря языком евро­пейского средневековья, в апологетике (защите существующей идео­логии), патристике (изучении писаний отцов данной конкретной церкви) и схоластике (догматизированной разновидности науки, в которой основные положения не разрешается пересматривать), но дух свободного исследования тщательно вытравляется.

Общества такого типа, как известно, называются тоталитарными, и примеры тоталитаризма отнюдь не исчерпываются тем, что известно по политической истории XX века. Расцвет греческой культуры сна­чала в Ионии, а затем с центром в Афинах продолжался два века, но уже при жизни Аристотеля началась эпоха императоров, военной дик­татуры, стремления к мировому господству. Сначала это происходило в Греции, а затем в Риме. Христианство, бывшее вначале гонимой сектой, постепенно становится государственной религией и начинает вести войну на уничтожение с античной культурой.

{137}

В государствах тоталитарного типа реализуются мечты утопистов всех времен о предельной рассудочной функциональности образова­ния: личность, сведенная к социальной роли, исчерпывается знания­ми, умениями и навыками, минимально необходимыми для отпра­вления служебных функций. Здесь вообще нет места развитию инди­видуальности: «Регламентирование предписанных функций... не до­пускает необратимого проникновения в вероятностное будущее, — проникновения, которое является действительным условием челове­ческой жизни» (Норберт Винер).

В благоприятных условиях развитого демократического общества пространством образования личности выступает вся мировая культура. Личность, примеряясь к различным образцам, находит себе во внутренне разнообразной культуре подходящую нишу. Яркая творческая личность, не умещаясь ни в какой нише, имеет возможность найти свой путь в мирном преобразовании традиции посредством диалога.