Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по Филипповой.docx
Скачиваний:
109
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
479.72 Кб
Скачать

Классический реализм

Одно из консервативных течений в филосо­фии образования называется классическим реализмом. Центральным принципом этого направления является то, что формы, идеи вещей имеют наиболее важное значение для их познания. Чтобы понять ка­кой-то объект, надо постичь его форму. Классический реализм убежден, что формы — не плод воображения и не продукт культуры, они не изо­бретены познающими субъектами, а существуют объективно, т.е. бук­вально содержатся в самих объектах. (Для релятивиста, полагающего, что любые наши представления об объекте суть модели и не могут претендовать на сколько-нибудь полное раскрытие его сущности, такое представление кажется наивным и даже несколько смешным.)

Чтобы понять, к чему ведет такой взгляд, предположим (в духе классического реализма), что и человеческая жизнь имеет свою форму и это — закон природы. Если мы сможем постичь этот естественный закон, то сможем понять, что нужно человеку для счастья. Вот почему классический реалист склонен думать о процессе образования как обретении юным, незрелым человеком присущей ему формы и, следовательно, достижении счастья для себя и человечества.

{143}

Классический реалист начинает размышления об образовании с вопроса: какие способности являются общими для всего человечест­ва? И отвечает: способностями приобретать знания, использовать их и наслаждаться ими обладает каждый человек, они составляют часть человеческой природы. Поэтому общее образование должно быть на­правлено на формирование привычек приобретения знаний, исполь­зования их и наслаждения ими. При всем разнообразии дарований и интересов учеников у всех у них должны быть сформированы именно эти привычки.

«В изменчивом мире все школы будут устаревать, они не смогут двигаться в ногу с переменами. Задача образования становится бессмыс­ленной, если не существует фиксированных моделей того, что хорошо для человека, моделей хорошей жизни, которые существуют независимо от этих изменений и придают им смысл. Без таких моделей я вообще не знаю, чем может заниматься система образования» (Гарри Брауди).

«Образование — искусство передачи истины, цель его не достиг­нута, пока истина не овладела еще умом и сердцем ученика. Ребенок, конечно, должен быть заинтересован в том, что он изучает, но из этого не следует, что все, в чем заинтересован ребенок, является ценностью. Это — абсурд. Умелость учителя заключается в том, чтобы направить интересы ребенка на достойные объекты, в особенности на постиже­ние истины как таковой» (Джон Уайлд).

Эссенциализм

Одно из крайних консервативных течений, назы­ваемое эссенциализмом (от лат. «essentia» — сущность), упорно отста­ивает необходимость сохранения и передачи идей, представлений и видов практики, которые характеризовали культуру в прошлом. Ны­нешняя культура, как полагают приверженцы этого направления, слишком далеко отошла от верной дороги. Чтобы человечество могло снова обрести веру в себя, необходимо сначала вернуться на эту доро­гу, а потом уже надежно и стабильно двигаться вперед.

Эссенциализм решительно восстает против концепций, ставящих во главу угла учение путем проб и ошибок, гибкость преподавания, активную самостоятельную деятельность учащихся; он, хотя и при­знает некоторую ценность всего этого, считает гораздо более необхо­димыми для образования упорядоченность и глубокое содержание, последовательность и дисциплину.

К этому направлению принадлежат очень разные люди, верующие и неверующие, материалисты и идеалисты, но роднит их всех глубоко

{144}

прочувствованное благоговение перед культурой прошлого. Например, Лесли Уайт утверждает, что человек — столь же культурное существо, сколь и природное. Он, конечно, подчиняется действию законов гене­тики или даже физики — как физическое тело, но не в меньшей мере он подлежит действию еще не сформулированных законов порядка, процесса и цели, которые антропология должна найти и сформулиро­вать. Образование — ни в коем случае не преобразование культуры, а восстановление ее и передача новым поколениям.

Эссенциалисты возводят свою генеалогию к Платону и Аристоте­лю, числят в своих предшественниках многих мыслителей Возрожде­ния и Нового времени. В их представление о реальности входит кон­цепция мира, который управляется нерушимым порядком, властвую­щим над человеком и через человека. Человек как микрокосм уни­версума (космоса, вселенной) «знает» универсум в той мере, в какой его мозг способен это отразить, т.е. воспроизвести содержание этого знания как некоего приближения к объективно существующему. Цен­ности человека суть ценности универсума, они укоренены в объек­тивном источнике и выводятся из него.

Эссенциализм предлагает поставить учеников в позицию воспри­имчивых наблюдателей универсума независимо от того, считается ли эта реальность прежде всего материальной или духовной, верим мы в Бога или нет, занимаемся ли мы искусством, химией или биологией. В любом случае цель учения, по эссенциализму, одна и та же — вос­принимать. Учителей он рассматривает как представителей мира, отбирающих для вновь пришедших подходящие фрагменты из кладо­вой исторических и современных фактов, законов, обычаев, видов практики, различных достижений; учителя организуют учебные си­туации, которые кажутся им наиболее удобными для передачи ото­бранных фрагментов. Ученик считается успешным, если он способен связно описать мир, который был ему предъявлен; процедуры про­верки направлены на то, чтобы определить полноту и точность согла­сованности разума с реальностью.

Дух сложного, но с несомненностью принадлежащего к эссенциализму умонастроения известного философа и деятеля науки Майкла Поляни хорошо передает следующая цитата: «Я попытался связать наши творческие устремления с биологической эволюцией, результа­том которой мы являемся. Возникновение разума в космосе вдохнов­ляет, но до этого продуктами эволюции были в основном растения и животные, которые вполне удовлетворялись своим кратким сущест-

{145}

вованием. Людям нужна цель, простирающаяся в вечность. Истина этого не дает, идеалы тоже. Возможно, эта проблема не может быть решена только на светских основаниях, но ее религиозное решение могло бы стать более осуществимым, если бы религиозная вера освободилась от давления старого абсурдного видения универсума, тогда бы открылся полный смысла мир, созвучный религии».

Ричард Питере так выразил эссенциалистское представление об образовании: «Основополагающей идеей образования, несомненно, является то, что дети должны повторять в своем развитии в краткой форме развитие предков. Они должны быть посвящены в традиции, в которых неявно заложены фундаментальные принципы мышления. Сначала, еще не понимая основ, они научатся действовать. Посте­пенно они придут к постижению принципов, лежащих в основе их действий, и станут действовать с пониманием и приспосабливать свои действия к новым ситуациям».

Немало размышлял о философских проблемах образования и знаменитый психолог Джером Брунер. Его едва ли можно считать последовательным эссенциалистом, однако некоторые его высказы­вания вполне характерны для представителей этой ориентации. В своем эссе «Что после Джона Дьюи?» он говорит, что цель образова­ния — упорядоченное, дисциплинированное понимание: «Предмет­ным содержанием образования является знание о мире и его связно­сти, знание, имеющее структуру и историю, которые позволяют нам обнаружить порядок и предсказуемость в опыте и дают радость неожиданного удивления...»