Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по Филипповой.docx
Скачиваний:
108
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
479.72 Кб
Скачать

Отдельная личность и другие люди

Огромную роль в развитии личности играют представители общества и его культуры, вообще другие люди («другие» — это слово стало психологическим и фило­софским термином). Человек продвигается к зрелости, взаимодейст­вуя с другими людьми, проигрывая внутри себя роль «другого». «В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому ин­дивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией...» (3. Фрейд).

Уильям Джеймс считал, что «социальное Я» человека складывается из мнений о нем тех людей и групп, которые для него важны. Особое значение для развития личности имеют «значимые другие», которых «система самости» отбирает в качестве образцов (Гарри Салливен). Личность растет и взрослеет, творчески вживаясь в образы значимых других и осваивая различные социальные роли, отвергая те образцы, в которых воплощаются несовместимые с ее идеалами модели поведения.

Джордж Герберт Мид так представлял последовательность стадий развития «Я»: принятие роли конкретного другого, различных дру­гих, «обобщенного другого». По Миду, это и есть стадии становления личности. Чарлз Кули подчеркивал важную роль малых групп в развитии личности — чувство «Я» не рождается без чувства Мы, Он и Они. Исторически понятие «мы» появилось позже, чем понятие «они», и в значительной мере благодаря последнему: перед лицом потенциально враждебных «чужих» происходила консолидация пле­мени и вырабатывалось чувство племенной общности (Борис Федо­рович Поршнев). Аналогичным образом самосознание появляется в процессе взаимодействия с другими людьми и благодаря ему.

К. Г. Юнг в отличие от трех фрейдовских душевных инстанций различает две: маска («persona») и самость. Маска — это та оболочка,

{54}

в которой человек предстает перед миром, в сущности, — совокуп­ность социальных ролей. Никакая социальная роль не равна всему человеку, но маска как бы стремится прирасти к лицу, исчерпать человека: «Есть опасность стать тождественным своей Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой, или тенор — со своим голосом... Маска есть то, что человек, по сути дела, НЕ ЕСТЬ, но ЗА ЧТО он сам и другие люди принимают этого ЧЕЛОВЕ­КА» (К.Г. Юнг).

Самореализация личности

Путь человека, его назначение и смысл жизни — важнейшие темы гуманистической психологии, язык кото­рой близок и к общефилософскому, и к языку искусства. Она не дает конкретной схемы структуры личности, ее ключевыми словами явля­ются: психология внутреннего опыта, самоактуализация, предназна­чение. Гуманистическая психология полагает, что человек способен обрести свой путь в культуре, смысл собственной жизни, он свободен в выборе того и другого и несет ответственность за их осуществление. Она рассматривает человека как творческое существо, способное реализовать, раскрыть свои способности и склонности. «Я считаю опасным заблуждением предполагать, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, гомеоста-зис. На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необхо­димо, не есть просто снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое обяза­тельно будет осуществлено» (Виктор Франкл).

Франки сочувственно цитировал Альберта Эйнштейна, говорив­шего, что человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, но вообще едва ли пригоден для жизни. Гуманистическая психология не идеализирует человека («Чтобы избежать разочарова­ния в человеческой природе, мы должны сначала избавиться от иллюзий относительно нее» — Абрахам Маслоу), но призывает его со всей серьезностью относиться к своему человеческому потенциалу. В сложном и напряженном взаимодействии с жизнью, миром и другими людьми человек обязан не предавать себя, стремиться к самореали­зации, не сдаваться: «Если Вы намеренно собираетесь быть чем-то меньшим, чем Вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь» (А Маслоу). Маслоу говорил, что человек нуждается в чем-то большем, чем он сам, чему он мог бы посвятить

{55}

себя. А то, чему именно можно себя посвятить, человек может найти только сам в соответствии со своей собственной природой. В конеч­ном счете, как выразился К.Г. Юнг, каждый должен сам выиграть свое сражение.