Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по Филипповой.docx
Скачиваний:
108
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
479.72 Кб
Скачать

Познание и образование

Ребенок с самого рождения активно и настойчиво познает мир. Естественная любознательность побуждает его накапливать знание об окружении, и постепенно он приобретает способность ориентироваться в микросреде — дома, во дворе, в бли­жайшей окрестности. В процессе самопроизвольного развития позна­ние и образование даже трудно разделить: интересы и склонности ведут ребенка по пути познания, результаты которого претворяются в его образование.

Положение меняется, когда взрослые начинают прилагать специ­альные усилия для организации образования. Родители нередко ста­раются расширить сферу интересов ребенка, включая туда музыку, танцы, спортивные упражнения, иностранный язык. В этом, разуме­ется, нет ничего дурного, если только не применяется насилие, но именно так обычно начинают расходиться процессы познания и об­разования. Расхождение углубляется при столкновении ребенка с системой образования, которая предлагает познавать вполне опреде­ленный материал в размеренном порядке рассчитанными порциями.

{81}

Отнюдь не все, что предлагается детям для изучения, соответствует интересам, способностям и склонностям каждого ребенка, поэтому проблема согласования спонтанного (естественного) образования с организованным остается до сих пор жгуче актуальной.

13. Понимание Общая характеристика

Едва ли есть более сложный объект для понимания, чем само понимание. Являясь субъективным пережива­нием, порой очень сильным и внятным, оно тем не менее очень плохо поддается определению. Этимологически «понять» на старом русском языке означает «взять в руки», а когда человек хочет сказать «Я по­нимаю» по-английски, он говорит «I see», что буквально означает «Я вижу». Понимание, таким образом, — это умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдель­ные его аспекты.

Знать и понимать — разные вещи. Знать в первую очередь означает помнить; знания, которыми человек обладает, — это сумма сведений, которые он может воспроизвести и в справедливости которых уверен. Можно знать тысячи вещей, никак друг с другом не связанных, такое знание обеспечивает, например, успешность в разгадывании крос­свордов. Но понимать — означает постигнуть смысл и значение объ­екта, разместить объект в контексте мировосприятия, сложившемся у человека к данному моменту.

Виды понимания

Психология выделяет разные виды понимания. В частности, традиционно противопоставляются друг другу такие модели понимания, как постепенное, пошаговое овладение истиной путем проб и ошибок и внезапное усмотрение структуры объекта или явления в целом, мгновенное постижение, озарение.

Общаясь с другими людьми, человеку все время приходится со­вершать усилия понимания. Считается, что основным механизмом здесь является идентификация — неосознаваемое отождествление себя с другим субъектом, группой и т.п. Идентификация позволяет даже маленькому ребенку понимать поведение других людей: он как бы принимает их социальные роли, усваивает образцы поведения «зна­чимых других». По Зигмунду Фрейду, именно этот механизм обеспе-

{82}

чивает связи в социальной группе, создает эмоциональную общность; своеобразное психическое «заражение» личностью другого и других может даже приводить к таким явлениям, как психическая инфекция, когда охваченная единым порывом толпа совершает поступки, в которых отдельный человек, оставшись наедине с самим собой, может потом горько раскаяться.

На отождествлении себя с другим основано любое подражание, ос­воение новой социальной роли, принятие ценностей, норм, образцов. Почувствовать себя на месте другого человека, попытаться вжиться в его чувства и мысли, ощутить его жизненную позицию как свою собствен­ную — все это позволяет освоить (сделать своими) различные жизненные позиции, расширить свой внутренний опыт, нормально пройти путь социализации.

К видам понимания относится и проекция — перенесение собст­венных ощущений, мотивов, особенностей личности и мировосприя­тия на другие объекты. Мы понимаем другое и других через себя, потому что только себя самих мы знаем хоть и не слишком хорошо, но все же «из первых рук». Человек особенно склонен приписывать другим людям собственные ощущения, когда испытывает какую-ни­будь очень сильную потребность: голодному кажется, например, что вокруг него все хотят есть.

Восприятие других людей, групп, вообще внешнего мира зависит от нашего собственного чувственного, душевного и духовного опыта; понимание и оценка ситуаций, событий и людей зависят от наших целей и намерений, от всей системы ценностей личности, в частности от значимости для нее групповой принадлежности. Поэтому так называемая социальная перцепция — восприятие и понимание других личностей и групп — крайне субъективна и не может быть иной.

Все названные механизмы отчасти перекрываются, их невозможно строго отделить друг от друга. Аналогичным образом дело обстоит и с эмпатией. Этот термин обычно используется, когда подразумевается сопереживание, постижение эмоционального состояния другого чело­века, вживание, проникновение-вчувствование в его переживания. Чисто эмоциональная эмпатия основана на подражании реакциям дру­гого человека, на воспроизведении внешних признаков его поведения, но эмпатия может включать и интеллектуальные операции сравнения и сопоставления. Особое значение развитой эмпатии для успешной пси­хотерапевтической и педагогической работы показал выдающийся представитель гуманистической психологии Карл Роджерс.

{83}

Еще одним механизмом понимания является каузальная атрибу­ция — приписывание тех или иных причин и мотивов поведению других людей, социальных групп и своему собственному. Эмоцио­нальная охваченность и работа защитных механизмов психики при­водят к систематическим различиям в понимании (интерпретации) собственного поведения и поведения других людей и групп: напри­мер, неудачные результаты собственной деятельности, как правило, приписываются действию внешних факторов и причин, а у других они считаются закономерно вытекающими из их неумелости; удач­ные, успешные результаты собственной деятельности приписывают­ся внутренним факторам («я очень ловкий»), а другим якобы просто повезло.