Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по Филипповой.docx
Скачиваний:
109
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
479.72 Кб
Скачать

Взаимодействие сознания и бессознательного

Становящемуся со­знанию приходится преодолевать то, что выдающийся психолог Жан Пиаже назвал эгоцентризмом — наивную позицию восприятия мира, учитывающую только свою собственную точку зрения. («Я использо­вал термин "эгоцентризм", чтобы определить изначальную неспо­собность децентрировать, менять данную познавательную перспек­тиву... Познавательный эгоцентризм опирается на недостаточное отдифференцирование своей точки зрения от других возможных, а не на индивидуализм...» — Жан Пиаже.) В ходе общения с другими людь­ми, сопоставления различных точек зрения и разных способов рас­смотрения одних и тех же явлений, ребенок (и человек в процессе филогенеза) преодолевает эгоцентрическую позицию.

Появление рядом с бессознательным новой, рассудочной системы представления мира, с одной стороны, создает новые возможности Для более эффективного приспособления к среде, но, с другой — со­здает и новые трудности. От того, какие отношения установятся между сознанием и бессознательным, зависит очень многое. Юнг, один из корифеев психоанализа, говорил: «Ваша судьба — результат сотруд­ничества между сознанием и бессознательным».

{46}

Защитные механизмы психики

В теории Фрейда существует пред­ставление о психических механизмах защиты как способах, при помощи которых личность пытается разрешить или обойти внутрен­ние конфликты. В качестве успешной зашиты, разряжающей и раз­решающей личностное напряжение, выступает так называемая сублимация, посредством которой бессознательные влечения (изна­чально сексуальные или агрессивные) направляются к социально приемлемым целям, реализуются в художественной, научной или иной деятельности.

Но далеко не всегда удается решить проблемы таким образом. Фрейд описал и патогенные, т.е. болезнетворные защиты, при помо­щи которых личность не разрешает проблемы, но тем или иным способом (бессознательно) представляет их несуществующими. Речь идет о репрессии (подавлении), отрицании, рационализации, проек­ции, изоляции, регрессии. К этим не вполне здоровым способам справиться с напряжением, которое возникает из-за наличия про­блем, часто прибегают и здоровые люди.

Приводя примеры отрицания, Фрейд, в частности, цитирует Дар­вина и Ницше: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно: когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюде­нием или идеей, которые противоречили моим основным результа­там, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благо­приятные» (Ч. Дарвин). Ницше с присущей ему поэтической энерги­ей пишет: «Я сделал это», — говорит память. — «Невозможно, чтобы я сделал это», — говорит гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает».

Рационализацией Фрейд называл правдоподобное разумное объяс­нение собственных поступков, истинные мотивы которых на самом деле восходят к бессознательным побуждениям. Забавная «Инструк­ция для читателя научных статей» из книги «Физики шутят» вся может служить своеобразным пособием по рационализации. Один из ее пунктов сообщает, например, что если в научной статье вы читаете: «Для детального исследования мы выбрали 3 образца», — это значит, что «результаты, полученные на остальных 20 образцах, не лезли ни в какие ворота». Африканский народ вакуф, как сообщает Эдвард Беннет Тайлор, объясняет свою наклонность к воровству скота тем, что Энгаи (Небо) отдал им весь скот во владение и поэтому они долж­ны уводить его, где бы ни увидели.

{47}

Изоляция — решительное отделение от остальной душевной жизни того в ней, что вызывает тревогу или недовольство собой. Это хорошо умеют делать дети, позволяя игрушкам или выдуманным персонажам делать все то, что хотелось бы делать самим, но нельзя. (Много примеров такого рода содержится в книге Корнея Ивановича Чуков­ского «От двух до пяти».)

Регрессия — тоже довольно распространенный и часто проявляю­щийся у детей механизм. Это — возвращение на более ранний уровень развития. Не справляясь с ситуацией, ребенок начинает вести себя так, что как бы говорит своим поведением себе и окружающим: «Я не могу отвечать таким требованиям, я еще маленький».

Пользуясь защитами, личность обороняет свое субъективное про­странство (внутренний мир) от посягательства со стороны норм обще­ственной морали, представленной в психике структурой «сверх-Я», которая претендует на полную власть над индивидом. Защищаться приходится и от мнения других людей, которые иногда обнаруживают что-то такое, с чем очень не хочется соглашаться, но в глубине души нельзя не признать справедливым — именно поэтому бессознательное предпринимает мощные усилия, чтобы объявить это несуществующим.

Отношения между сознанием и бессознательным складываются у всех по-разному, но для каждого эти отношения определяют жизнь и судьбу. В норме каждое принятое решение выражает волю всей личности в меру достигнутой к данному моменту целостности, зрелости. Призна­ком зрелости обычно считается установившееся доминирование созна­ния и наличие развитого самосознания. Однако чрезмерное преоблада­ние разума также может сильно осложнить жизнь. Одинокий разум, как левое полушарие без правого, впадает в иллюзии, плохо схватывает че­ловеческое существование в его целостности, его недостаточно для серь­езного жизненного выбора: «Разум не дает ответа как раз на самые на­сущные вопросы бытия» (Серен Кьеркегор).

По отдельности ни чувства, ни разум не способны вполне ясно дать отчет, в каком положении человек находится и что ему надлежит Делать. В критических обстоятельствах жизни необходимо вниматель­но прислушиваться к целостности своей сознательно-бессознатель­ной психики и пытаться ощутить, какое направление дальнейшего пути она предпочитает.