Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник по Филипповой.docx
Скачиваний:
110
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
479.72 Кб
Скачать

Роль научения в поведении

В работах Ивана Петровича Павлова и его школы было показано, что научение у высших животных может играть значительную роль в организации поведения: используя свою

{37}

способность образовывать условные связи между одновременно дей­ствующими раздражителями, организм может существенно изменять набор своих рефлексов на протяжении жизни отдельной особи. Пав­ловские условные рефлексы надстраивались над декартовскими без­условными, и вместе они образовывали систему связей, обеспечивав­ших эффективное приспособление к среде. Организм теперь отвечал на внешние воздействия по-разному в зависимости от того, каким был его индивидуальный прошлый опыт, и превращался из автомата в существо, непрерывно созидающееся в процессе приспособления к среде.

Однако все же в представлении павловской школы имеющаяся в любой данный момент времени совокупность условных рефлексов полностью предопределяла реакцию организма на воздействие среды. Проблема возможности самостоятельного выбора реакции, аналогич­ная проблеме свободы воли у человека, в рамках этих представлений не могла быть решена или, напротив, решалась однозначно отрица­тельно, в пользу отсутствия возможности такого выбора.

Поведение и моделирование среды

В 30-х годах XX века непосред­ственные наблюдения за животными в естественной среде обитания, которые и прежде служили важным источником сведений, офор­мились в особое направление исследовательской деятельности, в осо­бую дисциплину — этологию, которая быстро прославилась трудами Конрада Лоренца, Карла фон Фриша, Нико Тинбергена (если назы­вать только нобелевских лауреатов). Этологи убедительно доказали, что разделить, различить в поведении врожденное и приобретенное невозможно: врожденные программы организуют поведение лишь приближенно и схематично, они нуждаются в последующей доработ­ке. Чем проще организм, тем лучше он приспособлен к среде уже в момент рождения и, стало быть, меньше нуждается в совершенст­вовании набор врожденных программ; чем выше по эволюционной лестнице, тем больше роль научения и взаимодействия с сороди­чами.

Этолога ввели в научный обиход представление об импринтинге (запечатлении) — механизме доработки наследственных программ, который при предъявлении внешней средой типичных для вида образцов поведения конкретизирует и уточняет содержащуюся в них информацию. Например, птенец чайки сначала пытается «пить» лю­бую гладкую поверхность — лед, стекло, и только после нескольких

{38}

неудачных и удачных проб вырабатывает адекватное, более диффе­ренцированное представление о свойствах того объекта, который пригоден для утоления жажды.

Если же среда в течение некоторого периода не предъявляет необ­ходимых раздражителей, готовность совершенствовать врожденные программы угасает. Есть много оснований полагать, что такого же ро­да механизм действует и при становлении сознания. В частности, дети, воспитанные животными, не получили вовремя раздражителей, в которых биологическая готовность мозга к формированию сознания могла бы найти необходимую пищу.