Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Емелькина И.А. Система ограниченных вещных прав...rtf
Скачиваний:
31
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
5.36 Mб
Скачать

3. Принципы вещного права

Назначение принципов вещных прав заключается в том, что они выступают основой правового регулирования института вещных прав в национальных законодательствах. Несмотря на то что категории "признаки права" и "принципы правового регулирования" - взаимообусловленные понятия, различие между ними с точки зрения функций весьма серьезное. Если признаки обладают описательными функциями, то принципы представляют собой основные исходные положения вещного права. Вместе с тем признаки, являясь отражением вещного права вовне, берутся в основу при определении того или иного принципа. Правовые предписания в области правового регулирования вещных прав должны логически вытекать из содержания принципов и точно им соответствовать*(98).

Система принципов вещных прав в континентальных правопорядках в основном совпадает. Однако национальные особенности правового регулирования вещных прав в отдельных странах обусловили собственный перечень принципов.

В частности, в германском праве*(99) к принципам вещного права относят следующие: закрытого перечня (numerus klausus (Typengebundenheit, Typenfixierung)), специальности (определенности) (Spezialitatsgrundsatz (Bestimmtheitgrundsatz)), абсолютности (Absolutheitpgrundsatz), публичности (Publizitatsgrundsatz), абстрактности и разделения (Abstraktionsgrundsatz и Trennungsgrundsatz), а также старшинства (Rangverhaltnis)*(100).

Весьма сходный "набор" принципов вещного права предусмотрен в австрийской цивилистике, где, как правило, к ним относят принцип закрытого перечня (Tupenbeschrankung (Gesclossene Zahl)), публичности (Publizitat), специальности (Spezialitat), каузальности (Kausalitat)*(101).

Швейцарское гражданское право также устанавливает принципы вещного права, среди которых отмечаются принцип закрытого перечня (Tupengebundheit и Tupenfixierung), публичности (Publizitatsgrundsatz), публичного доверия (Offentlichen Glaubens), традиции (Traditionsprinzip) (для движимых вещей), регистрации (Eintragungsprinzip) (для недвижимых вещей), каузальности (Kausalitatsprinzip), старшинства (Altersprioritatprinzip), акцессорности (Akzessorionsprinzip)*(102).

Важно обратить внимание, что сходные принципы взяты в основу правового регулирования вещных прав в гражданском праве Хорватии, Польши, Эстонии, Венгрии, Болгарии*(103).

Считается, что вещные права отличаются принципами, которые отсутствуют при других правах, например, при обязательствах*(104). Основным из них выступает numerus klausus, который, в свою очередь, обозначается как Typengebundenheit (принуждение типа) и Typenfixierung (принуждение содержания). Из представленного принципа вытекает правило о том, что возможные виды вещных прав определяются исключительно законом (numerus clausus). Typenfixierung (принуждение содержания) обозначает, что содержание вещного права также вытекает из закона и стороны по своему усмотрению не могут его изменять. Эти принципы выражены во многих нормах национальных правопорядков. Например, в BGB они заложены в основу норм об отдельных вещных правах (§ 1018, п. 1 § 1030, п. 1 § 1068, § 1090, п. 1 § 1094 BGB и др.)

Одной из причин признания принципа numerus clausus выступает то, что вещное право обладает абсолютным характером и защищается против каждого. Поэтому каждый должен знать о возможных видах вещного права. Более того, каждому должно быть известно о возможном содержании вещного права. Высший земельный суд Баварии (BayObLG) в решении от 1967 г. характеризует значение этого принципа следующим образом: "Принцип закрытого перечня вещных прав свидетельствует, что их число и вид определяет закон, их содержание настоятельно предписано и каждое вещное право в его признаках резко отграничено от другого вещного права... В противном случае Поземельная книга не могла бы уведомлять о содержании вещного права, свидетельствовать о надежности правовых отношений в отношении земельного участка"*(105).

Отношение к данному принципу вещного права со стороны зарубежных правоведов и законодателя весьма серьезное. К примеру, в германской цивилистике несколько десятилетий ведется полемика о признании вещного характера "права ожидания" (Anwartshaftsrecht), в то же время признаваемого в качестве вещного правоприменительной практикой. Основными доводами против включения Anwartshaftsrecht в категорию вещных прав явилось наличие принципа закрытого перечня вещных прав*(106).

Важное значение при регулировании вещных прав имеет принцип "специальности (определенности)" (Spezialitatsgrundsatz), согласно которому вещные права могут устанавливаться только в отношении отдельных, определенных вещей, всюду следуют судьбе вещи и с их гибелью могут уничтожаться. Поэтому не может возникнуть вещное право на совокупности вещей, например, на предприятие*(107). Ряд правоведов наряду с принципом специальности выделяют самостоятельный принцип определенности (Bestimmtheitgrundsatz). Однако преобладает мнение о том, что Bestimmtheitgrundsatz не является самостоятельным принципом, так как он идентичен с принципом специальности*(108).

Определение вещного права как права, обладающего абсолютным характером, выступило предпосылкой для формирования самостоятельного принципа, именуемого Absolutheitpgrundsatz. Согласно ему вещное право действует не только против определенного должника, а абсолютно против каждого. Против любого нарушителя возникают вещные требования, направленные на восстановление нарушенного права. Данный принцип определяет особый характер защиты вещных прав путем виндикационного и негаторного исков.

Принцип старшинства требований (Rangverhaltnis) означает, что (в противоположность обязательным требованиям) вещные права стоят по отношению друг к другу в зависимости от ранга (степени). По германскому праву возможны ситуации установления нескольких вещных прав на один земельный участок (в том числе и одинаковых). Такие случаи допустимы при установлении нескольких залогов или поземельных долгов на один земельный участок. В подобных обстоятельствах иерархия права определяется моментом возникновения права. Согласно § 879 BGB старшинство при наличии нескольких вещных прав устанавливается по последовательности их регистрации, а согласно § 1209 BGB старшинство залогового права определяется по сроку его установления (принцип prior tempore, potior iure).

Принцип публичности (Publizitatsgrundsatz). Вещные права действуют против каждого, поэтому каждый должен иметь доступ к информации о вещном праве. Считается, что это возможно, когда вещные права могут быть выражены вовне. Поэтому закон устремлен к дозволению проявляться вещным правам внешне. Считается, что внешним знаком вещного права на движимые вещи служит владение, а на земельные участки - внесение записи в Поземельную книгу.

Принципы разделения и абстракции (Trenniings и Abslraktionspriuzip) берут начало с учения Савиньи о вещном договоре, основанном еще в XIX в.*(109). Под принципом разделения и абстракции понимают правовое отделение вещного договора от лежащей в его основе каузальной сделки. Это касается разграничения распоряжения вещью и его передачи собственнику либо обладателю ограниченного вещного права по распорядительной сделке от возникновения обязательства causa по обязательственному договору (Schuldvertragen), т.е. отграничивают обязательство и распоряжение. Договор купли-продажи (либо иной договор об отчуждении вещи или права) обосновывает только обязательство отчуждателя о передаче вещи в собственность при продаже (§ 433 п. 1 BGB), переход права собственности происходит на основании соглашения правомочного лица и другой стороны об изменениях в правах и внесения записи в Поземельную книгу (Auflassung) (§ 873 п. 1 BGB)*(110).

Принцип абстракции, базирующийся на принципе разделения, имеет важное правовое последствие для гражданского оборота. Дело в том, что распорядительная сделка о передаче права собственности, как правило, не зависит от действительности обязательственного договора, т.е. при недействительности обязательственной сделки сделка по передаче вещи остается действительной (у продавца в этом случае возникают лишь требования обязательственного характера).

Ввиду отсутствия в отечественном праве деления сделок на обязательственные и распорядительные и установления для передачи движимых вещей правила традиции (т.е. право собственности на вещь переходит с момента передачи вещи), а для недвижимых вещей - принципа регистрации (право собственности считается переданным с момента регистрации права в реестре) в доктрине отвергается возможность введения правил о вещном договоре, а как следствие - и принципа абстракции и разделения*(111).

Принцип каузальности (Kausalitatsprinzip), имеющий место в австрийском праве, означает, что правовая сделка по распоряжению вещью только тогда имеет юридическую силу, когда имеет законное основание возникновения. В случае оспаривания обязательственного договора по пороку воли вещно-правовая позиция приобретателя также терпит неудачу*(112).

Публичное доверие в качестве самостоятельного принципа обозначается в швейцарской литературе (Offentlichen Glaubens). Статья 971 Швейцарского гражданского уложения прямо закрепляет положение о том, что право существует как вещное, только если это очевидно из Поземельной книги. Между тем принцип публичного доверия к Поземельной книге имеет место и в других законодательствах (например, он прямо закреплен в германском праве - § 892 BGB).

Подводя итог изложенному, еще раз подчеркнем, что следует разграничивать, во-первых, признаки (критерии), по которым происходит деление вещных и обязательственных прав, и во-вторых, признаки (принципы), которые определяют правовой режим вещных прав. К первым следует относить абсолютный характер и непосредственное господство над вещью, а ко вторым - определение видов и содержания законом, специальности (определенности), старшинства вещного права, публичности. Поэтому, на наш взгляд, последние следовало бы закрепить в российском гражданском законодательстве не как свойства или признаки вещного права, а как основные начала правового режима вещных прав, на которых строится их правовое регулирование, иными словами, принципы вещного права. Подобная характеристика присуща европейским правопорядкам.

С этих позиций представляют интерес предложения, сформулированные в Концепции развития гражданского законодательства РФ, о том, что в ГК РФ следует дать определение вещного права и закрепить общие для всех вещных прав правила, отражающие признаки (свойства) вещного права (п. 2.2 разд. IV).

Таким образом, с одной стороны, Концепция возлагает на ГК РФ не совсем свойственную для него функцию - описание правовых дефиниций и их признаков. Однако следует иметь в виду, что ГК РФ, как кодифицированный нормативно-правовой акт, должен содержать систему правил поведения, устанавливающих обязательные предписания для субъектов права, а не описывать правовые явления.

С другой стороны, закрепление в Кодексе понятия вещного права, а также правил, отражающих признаки вещных прав в специально созданной "общей части" вещного права, позволит российскому законодателю создать закон несколько иного уровня, нежели его аналоги в зарубежных правопорядках, представляющий собой результат высокой степени обобщения теоретико-правовых положений о вещном праве (накопленных в русской и зарубежной цивилистике почти за два столетия), а также правоприменительной практики*(113).

К общим правилам, отражающим признаки (свойства) всякого вещного права, Концепция относит следующие:

а) вещные права возникают и прекращаются по основаниям, установленным ГК РФ и изданными в соответствии с ним законами;

б) перечень вещных прав определяется исключительно ГК РФ;

в) содержание вещных прав определяется ГК РФ;

в) порядок их осуществления определяется ГК РФ и изданными в соответствии с ним законами;

г) вещные права обременяют вещь (имущество), обеспечивают их обладателям господство над соответствующей вещью (имуществом) и следуют за вещью;

д) вещные права имеют преимущество перед иными имущественными правами на соответствующую вещь (имущество);

е) вещные права, в отличие от иных субъективных гражданских прав, подлежат вещно-правовой защите;

ж) соотношение правомочий собственника и обладателя ограниченного вещного права определяется правилами ГК РФ о соответствующем вещном праве;

з) вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации (п. 2.2 разд. IV).

Введением в п. 2.2, 2.4 и 2.5 разд. IV Концепции положений, отражающих признаки вещного права, ее авторы достаточно полно характеризуют правовой режим вещных прав. Обратим внимание на то, что ряд из них закреплен далеко не во всех зарубежных правопорядках, например, правила о пределах осуществления вещных прав, запрет нарушения прав и законных интересов других лиц (соседских прав) (пп. "а" п. 2.5), детализация правил об объекте вещного права (п. 2.4) и др.

Однако важно заметить, что правила, отражающие признаки вещного права, выступают не только средством, знаком, по которому можно определить вещное право, а представляют основы правового регулирования вещного права, и большинство из них известно зарубежным правопорядкам как принципы вещного права. Более того, отдельные из представленных правил относительно вещного права являют собой элемент более общего по сути принципа. Поэтому, на наш взгляд, следовало бы внести упорядочение в перечень закрепляемых Концепцией правил (относительно объединения некоторых в связи со сходным содержанием и целью). В частности, пп. "а", "б", "в" п. 2.2 разд. IV в совокупности составляют принцип "определения законом видов и содержания вещного права" (известный в германском праве как numerus klausus), пп. "г", "е" п. 2.2 характеризуют принцип абсолютности (сходный с известным Absolutgrundsatz), пп. "д" п. 2.2 - принцип старшинства вещно-правовых требований (сходный с Prioritatgrundsatz), пп. "з" п. 2.2 - принцип публичности (сходный с Publicitatgrundsatz).

Нетрудно заметить, что положения, закрепленные в п. 2.4 разд. IV Концепции (правила в отношении объектов вещных прав), содержат нормативные предписания, которые вполне можно объединить в принцип определенности (специальности) вещного права. А п. 2.5 разд. IV Концепции (правила об осуществлении вещных прав) содержит одновременно нормы пп. "а" п. 2.5, вытекающие из принципа "закрепления законом содержания права", но с дополнением "в том числе и его пределов", а также правило о старшинстве вещных прав пп. "б" п. 2.5, которое вполне можно включить в содержание "принципа старшинства".

Закрепление в ГК РФ "принципов вещного права" в отношении к определяемым в Концепции развития гражданского законодательства РФ правилам, отражающим свойства (признаки) вещных прав, стало бы весьма серьезным шагом на пути конструирования вещно-правового регулирования, создающим весьма прочную основу для внедрения в отечественный правопорядок "классических" вещных прав. Думаем, что система принципов вещного права отечественного правопорядка могла бы выглядеть в виде следующей правовой модели.