Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зборовский Г.Е. Общая социология учебник.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
6.02 Mб
Скачать

Глава 4. Объект и предмет социологии 105

чительной степени идет от социологии. Это и современные интегра­ционные процессы, и приоритеты общечеловеческого, и всеобщий мир как естественная форма жизни людей, и гуманизация и политиза­ция общественных отношений, и глобализация многих социально-экономических и культурных процессов и др. Как видно, глубинные проблемы ставит и сама социология.

Говоря о взаимосвязи философии и социологии, мы должны четко понимать многообразные варианты этой связи. Ведь существует боль­шое количество философских направлений. Какое (или какие) из них выберет социолог в качестве мировоззренческой и методологической основы? Сегодня у российских исследователей есть право выбора, ко­торого еще 15 лет назад они не имели, поскольку тогда существовала единственная официальная философская доктрина диалектического и исторического материализма. Шаг «влево» или «вправо» — «смерть» (к счастью, улсе не настоящая, как было во времена культа личности, хотя тоже достаточно «тяжелая», поскольку означала отстранение уче­ного от активной деятельности, невозможность публикаций, ограни­ченность общения и т.д.). Правда, справедливости ради следует отме­тить, что возможность выбора различных философских позиций и сам выбор — это вещи, пока далеко отстоящие друг от друга. Определенная часть социологов и сегодня «выбирает» то же направление, что и рань­ше. Почему так происходит: трудно меняться самим? боятся возврата старого идеологического «обустройства» общества? просто не знают ничего другого, кроме исторического материализма? Ответ на эти во­просы, видимо, не может быть однозначным.

Как бы то ни было, но выбор философского направления (или «безвыборное» принятие определенной философской позиции) не может не состояться, поскольку социолог в любом случае не минует вопросов, касающихся положения человека в мире, основных про­блем человеческого бытия, его осмысления и переживания. Социолог не сумеет обойтись без общезначимых представлений о природе, культуре, человеке, их взаимоотношениях. При этом он не сможет не воспользоваться особым философским языком, созданным для ана­лиза названных проблем.

Социология и история

История — одна из самых древних наук. Своим развитием на протяже­нии столетий она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука име­ет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. Исто-

106

Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование

рия накапливает огромный фактический материал, его обобщение поз­воляет видеть непрерывность процесса развития, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей осно­вой деятельность людей, которая в актуальном бытии означает соци­альные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемст­венность предполагает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяе­мость позволяет устанавливать специфические ритмы функциониро­вания общества, его динамику и направление эволюции.

Но история идет за событиями и описывает их. Она — не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию. Начиная с сегодняшнего дня люди сами, благодаря своему разуму и воле, «творят» историю, т.е. фор­мируют то, что произойдет в будущем. Но их актуальная деятельность постепенно становится исторической, а происшедшие события — объ­ективными, уже не зависящими от того, кто действует сегодня. Сама ис­тория законы и тенденции не открывает, она имеет дело с исторически­ми фактами, а они уникальны, так как фиксируют реальные события, отраженные в голове историка.

Здесь необходимы пояснения. Дело в том, что историк не может иметь дела непосредственно с самим фактом, поскольку событие уже исчезло. Историк утверждает лишь то, что событие имело место. В известном смыс­ле исторический факт является неким символом. Историк, таким образом, имеет дело не с происшедшим событием, а со знаком, который дает воз­можность воссоздать былое. Это сближает исторический факт с социоло­гическим (социальным), который тоже воссоздает последовательность, со­держание реальных социальных действий в символах (понятиях).

Историк идет за событиями и описывает их как «пространственно-временные целостности». «Историческое время» — это «эпоха, схва­ченная мыслью» (Гегель). Оно «схватывает» сущность событий. Со­циальное время (время наличного общества — хронологическое или совокупное — конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося. «История не имеет смысла», — полагает английский историк и философ Карл Поппер.

Не будем торопиться отвергать эту мысль. Ведь люди сами своими действиями наполняют смыслом и целью естественную и социальную природу. Но историк вносит цель в уже свершившееся, в то время как социолог определяет эту цель, опираясь на побуждения и действия со­временных ему людей, групп, институтов, общества в целом.

Социология использует данные, которые поставляет история (естест­венно, и другие науки), выявляет общие свойства конкретных социальных