Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зборовский Г.Е. Общая социология учебник.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
6.02 Mб
Скачать

Глава 14. Социальная стратификация и социальная мобильность 275

на политику властвующей элиты, которая не может не прислушивать­ся к «голосу» большинства населения. Средний класс формирует иде­ологию общества, его мораль, типичный образ жизни, имидж «настоя­щего» жителя страны. Комплексным, многомерным критерием этого класса (а по существу, и всей социальной стратификации) является его включенность во властные структуры и влияние на них, доход, статус, престиж профессии, уровень образования.

Кто входит в средний класс, какие слои его составляют? Среди за­падных социологов широко принята точка зрения, в соответствии с которой средний класс не един и монолитен, а «рассечен» на несколь­ко частей. В нем выделяют как минимум три слоя: высший сред­ний класс (имеющие в массе своей очень высокий престиж и боль­шой доход менеджеры, юристы, врачи, собственники среднего бизнеса, подавляющее большинство из которых закончило универси­тет); средний средний к л а с с (владельцы мелкого бизнеса, част­ных магазинов и небольших фермерских хозяйств, значительная часть их имеет высшее образование, уровень престижа слоя и его мно­гочисленных представителей — достаточно высокий); низший средний класс (конторский персонал, т.е. так называемые «белые воротнички», продавцы, учителя, медсестры и др.).

§ 2. Социальная стратификация российского общества

Стратификационная модель российского общества

Обратимся к вопросу о нашем отечественном среднем классе. Прежде всего, каков его удельный вес в общей массе самодеятельного населе­ния? По данным некоторых исследователей, он не превышает 13% за­нятого населения1, но это было до августовского кризиса 1998 г. Они же полагали, что социальную структуру постсоветской России можно изобразить в виде пирамиды, «где большинство населения "прижато к низу", тогда как до 5% богатых составляют ее вершину, а среднего класса как бы и вовсе нет»2. Есть все основания считать, судя по мно­гим публикациям и статистическим данным, что он охватывает сейчас не более 15—20% населения, хотя в отдельных источниках приводят­ся и более внушительные цифры3.

1 См Трансформация социальной структуры и стратификация российского обще­ ства С. 41.

2 Там же С 17

•^См Средний класс в России количественная и качественная оценки М.2000 С 11.

276

Раздел III. Общество и его структура

Перспективы роста среднего класса зависят в значительной степени от того пути, по которому пойдет развитие России. Если это будет путь политической демократии и рыночных реформ, то у среднего класса есть возможности для роста, хотя и не очень быстрого — по той простой причине, что ожидать стремительного экономического развития в стра­не вряд ли приходится, а без него перспективы этого класса практичес­ки не просматриваются. Все же нужно иметь в виду, что средний класс, поглощая другие'слои общества, может стать решающей силой и гаран­том демократического развития общества. Но пока — это лишь тенден­ция и вероятностный прогноз.

Если продолжить сравнение социальной стратификации с геометри­ческими фигурами (напомним, в высоко развитых индустриальных странах — это ромб), надо отметить, что в пашей стране стратификация напоминает скорее пирамиду либо сплющенный треугольник с широ­ким основанием (бедные слои общества, его низы) и маленькой верши­ной (экономическая и политическая элита). Основание — это «зона бед­ности», которая расширилась с 18% населения в конце 1950-х гг. до 50% в 2000 г.* Вершина же и примыкающее к ней пространство объединяют в себе сегодня небольшую группу элиты и немногочисленный средний класс. Причем из приведенного выше комплексного, многомерного кри­терия социальной стратификации (власть, доход, статус, престиж, обра­зование) лишь власть и доход «срабатывают» как четкр выраженные по­казатели (применительно к политической элите — власть и отчасти доход, позволяющий относить ее к среднему классу, применительно к экономической элите — в основном доход). Что касается престижа и об­разования, то здесь ситуация принципиально иная.

Вопрос о престиже власть и деньги имущих в современной России в принципе не стоит: его просто у них пет. У власть имущих — потому, что эти люди мало что сделали для населения за много лет пребывания на высоких постах; кроме того, часть их стремилась больше наворовать и урвать «кусок пожирнее». У богатых — потому что подавляющее их большинство нажило деньги за счет ограбления общества, а то и нросто совершая криминальные действия. Что касается образования, то поли­тическая элита, как правило, обладает вузовскими дипломами, у эконо­мической же элиты, особенно предпринимателей, коммерсантов («но­вые русские») с этим обстоит не столь благополучно. Отсюда характеристики среднего класса в России не имеют столь выраженного характера, как в развитых индустриальных странах.

' См.. Заславская ТИ. Социосгруклурпый аспект трансформации российскою общества // Социол. исслед. 2001. № 8. С. 9