Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по историии.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

2) Роль феодальных государств Среднего Поволжья и северо-восточных русских княжеств в процессе классообразования.

Прогресс производительных сил, развитие земледелия, в том числе и пашенного, скотоводства со стойловым содержанием, пушной охоты, выделение ремесленного производства, в первую очередь кузнечного, привели к распаду первобытнообщинных и возникновению раннеклассовых отношений. Предпосылки этого в крае развивались на протяжении все­го I тысячелетия и. э. Племенная организация общества к концу I тысячелетия н. э. распадалась на большие семьи. Выделяющи­еся из родовой общины большие патриархальные семьи расселя­лись небольшими заимками -- илемами. Это соответствовало характеру подсечного земледелия. Заимки, как правило, не укреп­лялись. Прежние укрепленные поселения, характерные для ран­него железного века, запустели. Новые укрепления являлись простыми убежищами, куда собирались при военной опасности обитатели заимок. В крае известно немало городищ-убежищ с незначительным культурным слоем, на котором нет следов жи­лищ и хозяйственных объектов.

Распад патриархальных родовых общин вел к группировке хозяйств самостоятельных «больших семей» на основе принципа соседства, территории. Возникали патриархальные сельские или соседские общины. Остатками их поселений являются Носелеское III селище и «Красное селище» в Горномарийском районе, селище у д. Нуршари Моркинского района и ряд других.

В территориальной общине интенсивно проходил процесс имущественного и социального расслоения. Индивидуализация ремесленного производства давала возможность шире развиться торговле, способствуя в свою очередь сосредоточению бо­гатств в руках отдельных семей.

Пашенное земледелие с использованием лошади в качестве тягловой силы и развитие домашнего скотоводства способство­вал"» выделению малых семей. Они превращались в отдельные хозяйственные единицы. В связи с этим имущество семей общи­ны стало разделяться. Малая семья становилась владельцем частной собственности, а ее глава единоличным владыкой

семейного имущества. Появившийся обычай наследования иму­щества укреплял зарождавшуюся частную собственность. Инди­видуальные формы уборки урожая в условиях пашенного зем­леделия, вполне доступные малой семье, содействовали стремле­нию закрепить за собой участки земли и передавать их по наследству обычно сыну.

Появление частной собственности на землю порождало част­ную собственность и на орудия производства, сырье, материалы и пр. Скот также начинает постепенно превращаться в объект частной собственности. Общими пока оставались охотничьи угодья, леса. В основе классообразования среди марийцев лежало характерное для сельской общины индивидуальное производ­ство, носившее комплексный характер. Классовые отношения могут длительное время существовать и при отсутствии частной собственности на землю. Этот путь и был более характерен для края.

Разложение родового строя проходило не везде одинаково. В правобережных районах и в прибрежной полосе левобережья, где довольно рано определяющими стали пашенное земледелие и домашнее скотоводство, этот процесс протекал интенсивнее, чем в глухих лесных районах.

В целом он шел медленно. Патриархальная семейная общи­на сохранялась наряду с возникшими и получившими развитие малыми семьями. Пашенное земледелие еще только зародилось, а подсечное требовало коллективного труда. Общими как для больших, так и для малых семей оставались культовые центры, убежища на случай опасности и т. д. Тем не менее общая тен­денция индивидуализации хозяйства развивалась, и в этом не­маловажную роль играли и такие факторы, как влияние фео­дальных государств -- Волжской Булгарии и северо-восточных русских княжеств.

В северных районах Чувашии и Марийском правобережье не было крупных булгарских городищ. Но домонгольская кера­мика конца X — XI вв. обнаружена в Козловском, Красноармей­ском районах Чувашии и в некоторых местах левобережья. Тру­довые массы как марийцев, так и булгар жили мирно, сообща занимаясь хозяйством и торговлей; Из местного населения вы­двигались старейшины и князья, участвовавшие вместе с булгарской знатью в эксплуатации трудовых масс. Это выражалось в сборе дани натурой (теми же предметами, что и в торговле) в пользу булгарской знати, а также местных князьков и старей­шин.

С конца X в., как уже отмечено, начинается интенсивное продвижение русских по Волге и ее притокам. До 30-х годов XIII в. шло постепенное и мирное внедрение русского населения в унженско-ветлужское междуречье и в Поветлужье. Это озна­чало распространение феодальных отношений на новые терри­тории. Местное население вовлекалось в даннические отношения, причем нарождавшаяся местная феодализирующаяся знать вхо­дила в состав пришлого господствующего класса. О даннических отношениях русских и марийцев свидетельствует один из пись­менных источников первой трети XIII в. «Слово о погибели рус­ской Земли», где сказано: «буртасы, черемисы, вадя и мордва бортничали на князя великого Володимира», т. е. платили кня­зю дань поставками меда.

Тем временем возрастала роль родовой и племенной верхушки. Они сосредотачивали в своих руках продукты обмена, превращая их в богатство. Одному из таких богатых людей, очевидно, принадлежал и клад, обнаруженный у с. Лопъял Ки­ровской области, содержавший железную кольчугу, серебряные гривны, три пояса, различные серебряные бляшки, сорок пять женских серег, серебряную чашу. Другой клад, найденный у д. Вихаревка Кировской области, состоял из пяти серебряных гривен и небольшой серебряной чаши на поддоне. В Юмском могильнике найден железный меч в богато отделанных серебром ножнах, по всей вероятности, принадлежавший влиятельному военачальнику. На р. Линда обнаружен клад женских украшений марийского типа. Формировалась верхушка классового общест­ва -- из старейшин общин и из других представителей родовой знати, использовавшая свое положение и авторитет в целях обо­гащения.

Тема: Расширение связей с населением русских княжеств и восточными соседями.