Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по историии.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Крестьянские восстания марийцев

Усиление социального гнета марийцев в XIX в. вызвало с их стороны различные формы стихийного протеста. Крестьяне стреми­лись уменьшить бремя казенных податей и повинностей. Во время проведения переписи мужского населения они укрывали от внесе­ния в "ревизские души" для уплаты налогов малолетних, стариков, убогих, бедных и беглых. Иногда в нарушение царских указов само­вольно скашивали на казенных землях сено, рубили лес, ловили рыбу, охотились. Нередко подавали жалобы царским властям на злоупот­ребления и произвол, творимые чиновниками. Однако власти молча­ли или наказывали самих правдолюбцев.

Доведенные до отчаяния своим безысходным положением, обез­доленные мирные земледельцы устраивали стихийные восстания. Такая волна мощных крестьянских "картофельных бунтов" в казен­ной деревне ряда губерний Российской империи пронеслась в сере­дине XIX в. В ней активное участие приняли и крестьяне Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Поводом послужило насиль­ственное принуждение к посадке картофеля на "общественных за­пашках". Причины же, побудившие марийских, чувашских и русских крестьян взяться за оружие, были более глубоки. Крестьяне были недовольны тем, что реформа П.Д. Киселева еще более ухудшила их положение. В условиях нехватки земель, под «общественные запаш­ки» у них отняли самые лучшие участки общинных полей. Насиль­ственное принуждение сажать на этих участках картофель вызывало повсеместное раздражение и неповиновение. Марийские крестьяне посчитали, что с переводом их в ведение Министерства государствен­ных имуществ они "передаются в личную крепостную зависимость" чиновникам этого ведомства. Основаниями для такого мнения послу­жили вмешательство чиновников в их хозяйственную и обществен­ную жизнь; жесткая регламентация в управлении; весьма частые де­нежные сборы, каких раньше не было; неимоверное увеличение чис­ла подводных повинностей; невиданные мздоимства и взятки чинов­ников министерства и земской полиции во главе с исправником, приводившие крестьян к полному разорению.

Стихийные возмущения начались еще в августе 1840 г. Вопреки указам, крестьяне отказывались вводить общественные запашки. Сопротивление возросло весной 1841 г. Картофельные десятины появились лишь в некоторых волостях. Крестьяне не возражали про­тив создания запасных хлебных амбаров, но просили, чтобы этот хлеб собирали с каждого дворохозяина, а не со специально отведенных запашек. Власти не прислушались к этим просьбам. Осенью 1841 - весной 1842 г. намерение крестьян отказаться от посадки карто­феля и учреждения общественных запашек приобрело более органи­зованную форму. Во главе недовольных встали грамотные отстав­ные солдаты, унтер-офицеры и кантонисты.

Весной 1842 г. волнения переросли в крестьянское восстание. Среди горных марийцев оно известно как ''Акрамовская война'" ("Акрам вырсы"). Восстание носило массовый характер. В нем при­няли участие десятки тысяч марийцев, чувашей и русских крестьян. Численность восставших Чебоксарского, Ядринского и Козьмодемьянского уездов составляла около 120 тысяч человек. Особенно активными были действия восставших марийских и чувашских крестьян Акрамовской, Татар-Касинской, Кожваж-Сигачкинской, Больше-Юнгинской волостей Козьмодемьянского уезда. В мае 1842 г. события приобрели драматический характер. Про­тивостояние крестьян и царских чиновников завершилось большим кровопролитием.

Еще в первой половине мая исправник и другие чины пытались заставить крестьян вводить запашки и сажать картофель. В ответ получили неповиновение, угрозы и даже расправы с отдельными чиновниками. Исправник вызвал для усмирения непокорных кара­тельные войска из Казани.

Между тем разрозненные группы крестьян стали собираться к селу Акрамово, которое стало центром восставших. Здесь собралось до 5 тысяч человек. 19 мая их стало 8 тысяч. В этот же день к селу прибыли первые воинские команды во главе с самим губернатором и управляющим губернской палатой государственных имуществ. Вой­дя в село с барабанным боем, команда в батальонном строю встала на площади возле церкви, напротив бушующей массы. Затем к на­чальству были вызваны доверенные от восставших. После недолгих увещеваний каратели перешли к усмирению военной силой. Воору­женные лишь косами, вилами, кольями и топорами, восставшие тем не менее оказали ожесточенное сопротивление. Но силы были явно неравными. Восставшие не выдержали натиска казаков и солдат. Многие разбежались или попали в плен. В последующие майские дни произошло еще несколько кровопролитных столкновений. С обе­их сторон было немало убитых и раненых. Лишь прибытие новых воинских команд окончательно позволило властям усмирить восстав­ших.

В "Акрамовском восстании" марийские, чувашские и русские крестьяне до конца стояли за свои интересы. Лозунги восставших "Не хотим запашки!", "Жить по-старому", "Повторим времена Пуга­чева!", "Сабля так сабля, Сибирь так Сибирь!" наиболее характерно отражают особенности этого восстания.

Военно-полевые суды жестоко расправились с захваченными по­встанцами. Более тысячи человек подверглись телесным наказаниям розгами и железными палками, брошены в тюрьму. Наиболее актив­ные участники были сосланы в Сибирь.

Подавление восстания не поколебало намерения марийских кре­стьян противостоять произволу царских властей. Новое мощное вос­стание произошло в 1887 - 1889 гг. На этот раз восстали доведен­ные почти до полного разорения крестьяне Конганурской, Кичминской, Кужнурской и Кораксолинской волостей Уржумского уезда Вят­ской губернии. Центром восстания стала деревня Токтарсола Кон­ганурской волости. Ее жители и примкнувшие к ним соседние селе­ния и волости оказывали длительное и упорное сопротивление влас­тям. Они заявили, что непосильные подати и повинности, установ­ленные в 1866 г. и усилившиеся в 1886 г., довели их до полной нищеты, что у них сборщики отняли по описи последнюю скотину, лошадей, коров, птицу; домашнюю утварь и одежду. Прибывшая во­инская команда сурово расправилась с восставшими. Более 150 чело­век было наказано розгами, а недоимки насильно взысканы.

Суровые наказания, однако, не смогли сломить волю народа. Марийские крестьяне продолжали сражаться за свои интересы и приемлемые условия жизни.