Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по историии.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

3) Жизнеобеспечение марийцев в XVII веке

Остались позади бурные события конца XVI - начала XVII вв. Постепенно изживались тяжелые их последствия. Мирный труд стал определяющим в жизни ясачных марийцев лесного края.

Однако уровень их жизни зависел от многих факторов. Природ­ная среда, и в первую очередь безбрежный дремучий лес, наложили неизгладимый отпечаток на весь облик хозяйственной деятельности марийцев. Лес не только дарил свои богатства (мясо, пушнину, мёд, ягоды, дрова, стройматериалы и т.п.). Он требовал величайшего напряжения сил от земледельца. Чтобы освоить участок леса под паш­ню, в первый год обдирали с деревьев кору для их подсушки. Зимой следующего года производилась подсека и рубка леса. Как только сходил снег и подсыхала почва, срубленные деревья поджига­ли, чтобы выжечь все пни и колоды, а землю равномерно удобрить золою. Это была очень тяжелая и трудоемкая работа, В дыму и копо­ти ясачные марийцы добывали себе новые пахотные участки. Вмес­те с пришлыми русскими крестьянами они освоили под пашню и се­нокосы значительные лесные пространства Марийского края, в осо­бенности в южной и северо-восточной его частях.

На новых расчищенных участках, как и на старых пахотных участках, применя­лась традиционная трехпольная система севооборота (озимой и яро­вой клин, пар). Выращивали преимущественно рожь и овес. Посевы других культур были незначительны. Несмотря на невысокую уро­жайность, продукты земледелия в целом позволяли удовлетворять потребности крестьянской семьи и казны, а иногда сбывать часть их на рынке. Наличие сенокосных угодий и пастбищ позволяло ясачным ма­рийцам содержать домашний скот - лошадей, коров, овец, свиней и т.д. Заметным подспорьем оставались традиционные занятия охотой, бортничеством и рыболов­ством. Заметно развивался мукомольный промысел. Возросло коли­чество мельниц, действовавших на небольших речках. Даль­нейшее распространение получила деревообработка: изготовление из древесины кадок, ушатов, блюд, различной домашней утвари (лубя­ные короба, корзины, циновки, рогожи и т.п.), средств передвижения (телеги, сани, лыжи). Развивалось кожевенное ремесло (сапоги, ру­кавицы, шубы и т.п.).

Вместе с тем, из системы жизнедеятельности ясачных марийцев, как и соседних нерусских народов Поволжья, в XVII в. царскими указами 1633, 1645, 1697 и других лет были изъяты кузнечный про­мысел и другие виды металлообработки. Запрет ясачным марийцам заниматься металлообработкой, кузнечным и слесарным делом был вызван их активным участием в драматических событиях конца XVI - начала XVII вв.

Уставная грамота царя Михаила Федоровича 1633 г. в этой связи специально предписывала: "А велети тем татарам и черемисе торговати и меняти всякие товары, опричь заповедных товаров: меди и железа, и олова, и свинца, и зелья пушешново и писщального, и серы горячие и иных заповедных товаров". То же самое говорилось в на­казе 1645 г.: "чтоб в Кокшайском уезде ... у черемисов никакого вогненного бою и пороху и свинцу и кузнешные и бронныс и ника­кие серебряные снасти не было". Наказ 1697 г. вновь подтверждал: "кузнечного и серебряного дела чуваши и черемиса не делали бы", и топоры, косы, ножи, серпы "покупали бы на торгу" у русских торго­вых людей в Казани и других уездных городах.

В целом в XVII в. все необходимое для своей жизни ясачные марийцы производили силами своей крестьянской семьи. В мелко­крестьянском натуральном хозяйстве все предметы и орудия труда (за редким исключением), начиная от жилища, сохи, домашней утва­ри, одежды, обуви и кончая продуктами питания (растительные, мясо­молочные и т.п.), производились силами конкретной крестьянской семьи. Лишь изредка марийцы покупали необходимые соль, желез­ные сошники, топоры, косы, серпы и немногое другое.

4. Социальное положение марийцев. Управление

По своему социальному положению ясачные марийцы оставались в зависимости от фе­одального Русского государства. По месту жительства, в пределах конкретных уездов (Козьмодемьянский, Царевококшайский, Царево-санчурский, Кокшайский, Уржумский, Яранский) ясачные марийцы обязаны были подчиняться власти царских воевод, присылаемых из Москвы и подчинявшихся Приказу Казанского двор­ца, ведавшему в целом обширной Казанской землей. Воеводы обладали всей полнотой власти -административной, исполнительной, судебной, полицейской, фискально-податной и др. Их главной задачей было получение государственного налога и ренты за пользо­вание землей - ясак. Марийцы вносили в казну все возрастающий ясак как деньгами, так и хлебом. Им же приходилось платить казне оброчные деньги за право владения бортными угодьями и бобровы­ми гонами, за обладание мукомольными мельницами и рыбными ловлями, оброчными пахотными и сенокосными участками. Налог брали даже за проведе­ние марийских свадеб ("куничные"), за привоз, покупку и продажу то­варов. Тяжелы были и сборы за соль. К тому же сборщики ясака взимали значительно больше денег, хлеба, пушнины и меда, чем предусматривал царский наказ. Взимание ясака и различных податей нередко сопровождалось истязаниями крестьян. Нередко у бед­няков отнимали последнее.

Чтобы обеспечить исправное поступление ясака в казну, воеводы забирали в городской острог аманатов - заложников из числа "лутчих", состоятельных ясачных марийцев. Их не выпускали до тех пор, пока крестьяне не уплачивали требуемую сумму и не выполняли раз­личные повинности.

Кроме того, по воеводским наказам приходилось выполнять и тя­желое "городовое дело" - рубить и доставлять на своих подводах или санях бревна для постройки крепостных сооружений и городс­ких стен, выполнять неотложные работы по починке, строительству дорог и мостов. Обременительны были и частные перевозки казен­ных грузов, служилых и приказных людей. Тяжелы были лесоруб­ные работы и сплав леса в низовые волжские города, многомесячные отработки на казенных селитренных и поташных заводах, располо­женных за десятки и сотни верст от ясачного местожительства ма­рийцев.

По царским указам ясачные марийцы вместе с крестьянами других национальностей уча­ствовали в строительстве Симбирской (1647-5654 гг.) и Закамской (1652-1658 гг.) укрепленных линий для защиты от набегов кочевни­ков. Им приходилось нести ещё и караульную службу на засечных линиях, отправляя с каждого шестого двора одного взрослого муж­чину. Тяжелой являлась и ратная служба. Во время войн с каждых трех дворов брали по одному человеку. Причём ратник должен был иметь при себе копьё, лук и стрелы, топор. Для снаряжения рати тоже приходилось делать специальные сборы.

Тяжесть социального положения государственных ясачных ма­рийских крестьян усугублялась всевозможными злоупотреблениями царских воевод, приказных и служилых людей. В глазах ясачных марийцев русский город-крепость был в первую оче­редь воплощением бесконтрольной воеводской власти, а съезжая (во­еводская) изба-канцелярия - средоточием социального зла, висев­шего над ними. Изредка появляясь в городах и не имея права оста­ваться даже на ночлег, продав привезенные хлеб, хмель, мед, воск, пушнину, кожи, ясачные марийцы вновь возвращались к родным оча­гам. Обман купцов, ростовщиков, торговцев, скупавших у них за бесценок добытое тяжелым крестьянским трудом, вызывал у них негодование против всех притеснителей.