Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по историии.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Общественные движения

В начале XX в. в Марийском крае возникло несколько револю­ционных кружков и групп, не примыкавших конкретно к какой-либо партии. В некоторых из них состояли и марийцы. Например, такой кружок появился в городе Санчурске. Его члены, среди которых были и жители близлежащих марийских волостей, отпечатали на гектог­рафе и распространили ряд листовок. Подобный же кружок, члены которого занимались самообразованием и читали запрещенную ли­тературу, был создан в поселке Звенигово. Наряду с русскими рабо­чими и служащими в него входили несколько чувашей и марийцев. Юринские социал-демократы иногда вели свою агитацию среди ма­рийских крестьян Емангашской волости. Однако большинство марийцев накануне первой российской ре­волюции вообще ничего не знало о революционных партиях и их идеях. Поэтому революционные события 1905 г. среди них замет­ного отклика не имели.

Царское правительство сослало в Марийский край нескольких социал-демократов и социалистов-революционеров (эсеров), которые встретили здесь немало революционно настроенных учителей, крес­тьян, рабочих и организовали революционные кружки (например, в деревне Кокшамары). В такие кружки входили как сторонники соци­ал-демократов, так и примыкавшие к партии эсеров. В борьбе против самодержавия эти партии действовали тогда сообща.

Революционное движение в Козьмодемьянском и Чебоксарском уездах развертывалось под влиянием агитаторов, направленных сюда из Казани. 8 ноября 1905 г. В поселке Звенигово рабочие совместно с крестьянами Помъяльской волости устроили демонстрацию под ло­зунгами "Долой самодержавие!", "Да здравствует Учредительное собрание!", с пением "Марсельезы", под красным флагом.

В декабре в Царевококшайске собралось несколько сот крестьян из близлежащих марийских деревень. К ним присоединились рабо­чие винокуренного завода. Собравшиеся в течение двух дней требо­вали освобождения из тюрьмы руководителя крестьянского союза эсера П.И. Мочалова и других политических заключенных, а также отпуска леса по сниженным ценам. Полиция оба раза разгоняла на­род.

Летом 1906 г. наиболее крупные выступления состоялись в левобережной части Чебоксарского уезда (нынешний Звениговский район).

В Кокшамарах произошла забастов­ка сплавщиков, вынудившая лесопро­мышленников пойти на уступки: повы­сить заработную плату, сократить рабо­чий день до 10 часов. В июле сюда же прибыли из Казани студент И.С. Ключ­ников (будущий композитор Палантай) и агитаторы из революционных органи­заций. Они устроили в лесу собрание крестьян, на котором призывали к ре­шительной борьбе против самодержа­вия.

6 августа в Звенигово пришли око­ло 700 крестьян-марийцев из многих деревень. Их поддержали русские рабо­чие Звениговского затона. Собравшиеся направились к земскому начальнику с требованиями наделить нуж­дающихся землей и выгонами для скота за счет казны. Не найдя на­чальника, рабочие и крестьяне разгромили его канцелярию и унесли с собой податные документы. Волнения были подавлены прибывшим из Казани отрядом казаков во главе с вице-губернатором.

Важное значение имело распространение революционной лите­ратуры на марийском языке. Учитель Уньжинской школы Царевококшайского уезда П.Г. Григорьев составил антиправительственное воззвание на родном языке. В виде диктанта оно было переписано учениками. Во время зимних каникул по заданию учителя они увез­ли воззвание в свои деревни и распространили среди населения. Сам учитель ходил по селениям Шиньшинской и Моркинской волостей, читал и разъяснял крестьянам это воззвание, за что жандармы арес­товали его.

Подобную же работу в Козьмодемьянском уезде проводил учи­тель Пертнурской школы А.М. Баронов.

Революционный кружок общедемократического характера орга­низовали марийские учащиеся Казанской учительской семинарии. В их дискуссиях ставились вопросы национального возрождения род­ного народа. Участник кружка В.А. Мухин вспоминал: "Мы начина­ли думать совершенно по-иному... Мы, беседуя на потаенных сход­ках, пришли к выводу, что, вo-первых, мы должны посвятить свою жизнь автономии народа, его национальному самоопределению; во-вторых, вместе с трудящимися других народов участвовать в сокрушении царизма; в-третьих, мы должны помогать уничтожению эксп­луататорских классов; в-четвертых, поднимать культуру народа мари на своем родном языке".

Так зарождалось и делало первые шаги марийское национальное движение. Но пока оно затронуло лишь тонкий слой зарождавшейся национальной интеллигенции.

Царизм подавил революционные выступления. Были сосланы в Сибирь и другие отдаленные места некоторые организаторы и учас­тники выступлений против царизма в Марийском крае (А.М. Баро­нов, П.Г. Григорьев, Д.И. Адаев, И.С. Ключников и др.). Революци­онные кружки прекратили свое существование.

В годы реакции, наступившей после подавления революции, не­довольство проявлялось уже в иных формах.

Крестьяне боролись против налогового гнета. Массовый харак­тер приняло сопротивление столыпинской аграрной реформе, развер­нулась борьба крестьян против хуторян. Депутат III Государственной думы А.Е. Кропотов (крестьянин Токтай-Белякской волости Уржум­ского уезда) говорил в Думе: "Только начинают его (столыпинский закон о земле) применять в нашей местности, как у новых помещи­ков (то есть хуторян)... горят дома". В этом проявилась привержен­ность крестьян-мари к общинным порядкам. В целом на хутора вы­делилось всего 2 процента крестьянских хозяйств (в среднем по Ев­ропейской части России - 23 процента).