Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по историии.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Труженики тыла

Победа над врагом ковалась не только на фронте. Марийские земли находились в глубоком тылу и работали на нужды сражающейся ар­мии. Сюда были эвакуированы жители западных районов, спасавши­еся от фашистской оккупации. Можно сказать, что во всех марийс­ких деревнях - в Марийской республике, марийских районах Баш­кирии, Кировской, Свердловской областей и т. д. - были размещены эвакуированные русские, эстонцы, украинцы и другие. Хозяева тес­нились, принимая и размещая у себя тех, кто вынужден был поки­нуть родные дома и бежать от фашистских оккупантов. И долго еще по окончании войны в марийские семьи приходили письма с благо­дарностью за гостеприимство.

В городах республики размещались и эвакуированные предприя­тия, которые должны были выпускать военную продукцию. Вместе с оборудованием приехали только инженеры и самое малое число ра­бочих. Из марийских (да и русских) деревень по военным повесткам призывались на трудовой фронт юноши и девушки, обучались рабо­чим профессиям, пополняя ряды марийского рабочего класса.

Колхозники, сами голодая, отправляли бойцам продовольствие. Машины, трактора, большинство лошадей тоже были мобилизованы в армию. Поэтому колхозникам - старикам, женщинам, детям приходилось вручную работать не только в колхозах, но и в лесу, где лесозаготовки не прекращались, а возрастали.

Труженики тыла посылали бойцам собранные теплые вещи, про­дукты. Часть скудных своих запасов, сбережений отдавали на строи­тельство авиаэскадрильи "Марийский колхозник", танковой колон­ны "Марийский богатырь". Марийские женщины по призыву и при­меру комсомолок Сотнура передавали в Фонд Обороны дорогие фамильные ценности - передаваемые по наследству серебряные украшения. В республике было собрано 259 килограммов чистого сереб­ра.

Группа артистов Маргосфилармонии во главе с известным, попу­лярным музыкантом Павлом Тойдемаром организовала фронтовую бригаду, которая на разных фронтах и кораблях дала 1165 концер­тов, воодушевляя воинов в перерывах между боями марийскими пес­нями, танцами, гусельными мелодиями. В суровые годы войны продолжали работать школы и большин­ство культурно-просветительных учреждений. Школьники вместе с учителями помогали колхозам убирать урожай, заготавливать лекарственные растения, шефствовали над семьями фронтовиков и ранеными, собирали подарки бойцам.

Марийский народ вместе со всей страной выдержал суровое испытание. Его сыны мужественно воевали на полях сражений, а оставшиеся в тылу самоотверженно трудились во имя победы, перенося все лишения.

Восстановление и дальнейшее развитие хозяйства и культуры

После окончания войны марийский народ вновь приступил к мирному труду. Промышленность сравнительно быстро была восстановлена и получила дальнейшее развитие. Прав­да, она имела в Марийской АССР одну особенность: ее развитие имело в основном военную направленность. Следовательно, непосредствен­но с жизнью республики, тем более марийского сельского населения, она мало была связана.

Долгое время тяжелым оставалось положение в сельском хозяй­стве, где в основном были заняты марийцы. 1946 г. в Волго-Уральской зоне оказался засушливым, опять нависла угроза голода. Хлеба и продукции животноводства получи­ли даже меньше, чем в годы войны. Благоприятным был следующий 1947 г., когда в Марийской АССР собрали высокий для тех лет уро­жай - по 12 центнеров с гектара. Примерно такая же картина была и в соседних областях и республиках, где проживали марийцы. Но последующие годы опять оказались трудными. Не было машин, не хва­тало лошадей. Ту скудную продукцию, которую колхозники добывали ценой тяжелого ручного труда, приходилось полностью отдавать государству. В большинстве колхозов колхозники за свои трудодни ничего не получали. Личное хозяйство тоже плохо выручало, потому что облагалось высокими налогами, поставками мяса, молока, яиц, шерсти. Было невыгодно иметь в хозяйстве скот, выращивать сады. Каждая яблоня облагалась налогом, поэтому многие знаменитые гор­номарийские сады оказались вырубленными.

Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях большинство колхозников продолжало добросовестно трудиться на полях и фермах, веря, что самое трудное осталось позади.

На смену деятелям культуры, уничтоженным в конце 30-х годов, пришло новое поколение национальной интеллигенции: артисты А. Тихонова, И. Россыгин, писатели М. Казаков, К. Васин, Г. Матюковский, композитор К. Смирнов и др. Миклай Казаков за поэтический сборник "Поэзия — любимая подруга" был удостоен Сталинской премии. Уже в это время активно развернулось творчество компози­тора Андрея Эшпая, широко использовавшего в своих произведени­ях марийские мелодии.

Перемены в общественной жизни начались после смерти Стали­на. Были реабилитированы тысячи жертв сталинских репрессий. Боль­шое значение для марийской культуры имело возвращение к народу произведений С.Г. Чавайна, Н.В. Игнатьева, Олыка Ипая и др.

В 40 - 50-х годах продолжилось обучение на родном языке в начальной и семилетней школе, в то же время боль­шое внимание обращалось на знание русского языка, что было необ­ходимо для жизни.

При проведении школьной реформы в начале 60-х годов по ука­занию ЦК КПСС было принято решение перевести на русский язык преподавание в школах с первого класса. Единственная школа в сто­лице республики Йошкар-Оле с преподаванием на марийском языке была закрыта еще в 1937 г. Теперь во всех районных центрах и местностях со смешанным населением стали исчезать не только шко­лы с преподаванием на марийском языке, но и такие, где он еще оста­вался как учебный предмет. В последующем даже во многих чисто марийских по составу сельских школах родной язык оказался в заго­не, стал вытесняться даже как отдельный учебный предмет.

Конечно, положительные тенденции развивались, несмотря на трудности. Во второй половине 50-х и в 60-70-е гг. расцвело в полную силу творчество известных писателей Вениамина Иванова, Валентина Колумба, Миклая Рыбакова, художников Зосима Лаврен­тьева, Измаила Ефимова, композиторов Эрика Сапаева, написавшего первую марийскую оперу "Акпатыр", Ивана Молотова, автора опе­ры "Элнет". Выросло новое артистичес­кое поколение в театре. Успешно работал вокально-хореографичес­кий ансамбль "Марий Эл". Открылся Марийский университет, лесо­технический институт был преобразован в политехнический. В Йош­кар-Оле возник музыкальный театр. В ярких самобытных песнях и плясках фольклорного ансамбля "Марий памаш" проявлялся подлин­ный дух народного искусства.

Особо следует отметить открытие в начале 60-х годов в Йошкар-Оле музыкально-художественной школы-интерната для одаренных детей коренной национальности. В результате ее деятельности со­единилась прерванная связь времен и поколений в музыкальной жиз­ни, изобразительном искусстве. Наметившееся в 70-х годах продвижение вперед в национальном музыкальном и изобразительном ис­кусстве связано именно с деятельностью выпускников этой школы.

В эти годы в науке больших успехов добился профессор И.С. Галкин, исследователь истории марийского языка. Он много лет воз­главлял научно-исследовательский институт языка, литературы и ис­тории. Среди учителей прославились учительница школы № 11 г. Йошкар-Олы Т.И. Александрова, преподаватель Оршанского пе­дучилища П.Е. Емельянов.

После 1953 г. были предприняты попытки исправить положе­ние в сельском хозяйстве: увеличились капиталовложения, поставки техники. Отдельные хозяйства имели неплохие достижения. Льнотеребильщица колхоза имени Палантая Параньгинского района Е.Е. Кочергина первой среди марийцев стала Героем Социалистического Труда. Такого же высокого звания удостоился Н.Н. Романов, в бригаде которого в деревне Носелы колхоза имени Ленина Горномарийс­кого района получали самые высокие в республике урожаи картофе­ля. Но в целом положение в сельском хозяйстве до второй половины 60-х годов оставалось тяжелым.

Неблагоприятная ситуация в сельском хозяйстве Марийской АССР и в других регионах проживания марийского населения отражалась на развитии народа, ибо марийцы и в это время оставались преиму­щественно крестьянской нацией. Нелегкие условия жизни способ­ствовали уходу марийского населения с родных мест на индустри­альные стройки Сибири, Севера, на казахстанскую целину, в Донбасс, Среднюю Азию (только в Казахстане оказалось бо­лее 12 тысяч марийцев). Так, Героями Социалистического Труда стали марийцы летчик С.И. Ванюков, работавший в Киргизии, лесо­руб В.П. Алексеев, работавший в Иркутской области.

Между тем на промышленные стройки Марийской республики ввозилась рабочая сила из других регионов. Это, в сочетании с раз­мещением в республике большого количества воинских частей, при­водило к заметному уменьшению удельного веса коренной нацио­нальности в общей численности населения. А если посмотреть на положение компактных групп марийцев в других административных образованиях России, то везде (в Башкирии, Удмуртии, в Ки­ровской и Свердловской областях и т. д.) марийцы, находясь на окраинах, на периферии административных территорий, оказывались в зоне забвения, запустения.

Усиленное вытеснение родного языка из школы в 60 - 70-х годах совпало с подъемом аграрного производства в Марийской АССР, со строительством крупных животноводческих комплексов, мощных птицефабрик, обустройством укрупненных центральных усадеб кол­хозов и совхозов. Казалось бы, этот положительный экономический фактор должен был послужить во благо этническому развитию коренного народа республики. Но дело в том, что индустриализация и подъем аграрного сектора сопровождались созданием многонациональных трудовых коллективов. А многонациональность в советс­ких социалистических условиях означала господство русского языка не только на производстве, но и в обыденном общении.

Национальная марийская школа, т.е. такая, где учебные предме­ты изучаются на родном языке, перестала существовать не только за пределами Марийской АССР, но и в самой республике. В ограничен­ном количестве в некоторых чисто марийских местностях на селе остались школы с преподаванием в первых классах марийского языка и литературы как учебного предмета. Кроме Марийской АССР, такие школы остались частично в Башкирской, Татарской, Удмуртс­кой республиках. А в соседних русских областях таких школ не оста­лось ни одной.