Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по историии.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Тема: Участие марийцев в крестьянской войне под предводительством с.Т. Разина

1) Причины и начало разиновского движения;

2) Разинское движение в марийском крае.

1) Причины и начало разиновского движения

Ужесточение крепостной политики в ясачной деревне по Со­борному Уложению 1649 г., рост ясачных платежей и повиннос­тей, повсеместный произвол и злоупотребления воеводской власти и приказных людей, обман купцов и ростовщиков, дальнейшее расхище­ние русскими феодалами и казной общинных владений ясачных ма­рийцев, общее ухудшение положения ясачных людей неизбежно вели к обострению социальных отношений в Марийском крае. Стихий­ным недовольством существующими порядками были охвачены не только ясачные люди, но и русские крепостные крестьяне, посадские люди, казаки, низшие слои служилых людей (стрельцы, тарханы и др.).

Еще накануне Крестьянской войны 1670-1671 гг., которую возглавлял донской казак Степан Тимофеевич Разин, в нерусской де­ревне Поволжья, в том числе марийской, заметнее стало стихийное брожение ясачных людей. Участились крестьянские побеги, утайки действительных размеров ясачных земель, облагаемых налогом. Уси­лилась борьба и против наступления русских феодалов на общинные марийские земли. Кое-где произошли отдельные расправы с наибо­лее ненавистными притеснителями.

Стихийное социальное сопротивление ясачных марийцев приоб­рело более грозные очертания и открытый вооруженный характер в связи с начавшейся крестьянской войной. Взятие разинцами многих поволжских городов (Царицын, Астрахань, Саратов, Самара и др.), военные победы повстанцев над царскими войсками, широкий раз­мах движения, и в особенности призывы С. Разина в "прелест­ных письмах" привлекали на его сторону многотысячные массы обездоленных людей. Вот образец одной из «грамот», рассылавшихся осе­нью 1670 г. из-под Симбирска: «Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофе­евичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кровопивцев вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить, и вам бы иттить к ним в совет, и кабальныя, и апальныя шли бы в полк к моим казакам».

Пламенные призывы Разина и его атаманов нашли широкий от­клик в Поволжье. Русские крепостные, мордва, татары, чуваши и ма­рийцы охотно вступали в ряды восставших и самоотверженно сражались не только под Симбирском, но и под Алатырем, Саранском и другими городами.

2) Разинское движение в марийском крае

Осенью 1670 г. разинское движение охватило и Марийский край. Разинскому атаману Прокопию Иванову при поддержке вос­ставших ясачных марийцев, чувашей, русских крепостных крестьян, посадских людей, ямщиков, стрельцов и бобылей 1 октября 1670 г. удалось овладеть городом Козьмодемьянском. Восставшие ликвидировали воеводскую власть, расправились с воеводой, приказными людьми, уничтожили налоговые ясачные книги и другие царские ука­зы, разграбили имущество богатых людей и установили в городе и уезде свой порядок. Восставшие марийцы организовали свои воору­женные отряды. Совместно с разинцами марийские повстанцы Акмарсовой сотни Козьмодемьянского уезда во главе со своими вожака­ми Ансаем Няниковым, Юванаем Тювяковым, Атюем Адимовым зах­ватили Спасо-Юнгинский монастырь и уничтожили все поземель­ные документы-грамоты, подтверждавшие земельные права этого мо­настыря на захваченные у них общинные ясачные земли.

В октябре—декабре 1670 г. многотысячные отряды восставших марийцев, чувашей и русских Козьмодемьянского уезда с оружием в руках мужественно сражались с превосходящими силами царских войск, присылаемых из Казани. В Левобережье особенно ожесточен­ными были бои у речки Ерыкса, около д. Луго­вая Кушерга, на берегу речки Рутка, а в Правобережье - вблизи речки Большой Сундырь.

Третьего ноября 1670 г. царские войска штурмом овладели Козь­модемьянском. В бою погибло много восставших, немало оказалось в плену. Брошенные в тюрьму, пленные повстанцы в ходе жестокого расследования были подвергнуты мучительным истязаниям, а 60 че­ловек казнено. Пленные и заложники из числа ясачных марийцев были направлены в Казань. Население уезда и города приводилось к при­сяге на верность царской власти Алексея Михайловича.

Однако восстание марийцев в Козьмодемьянском уезде продол­жалось и после ухода карательного войска Д.А. Барятинского. В ночь на 16 ноября 1670 г. Козьмодемьянск подвергся штурму 13-тысячно­го отряда марийских и чувашских повстанцев. Бой был кровопро­литным и ожесточенным. Несмотря на героизм восставших, им не удалось овладеть городом.

Марийские повстанцы из числа ясачных крестьян, сотников и слу­жилых тарханов приняли активное участие и в осаде города Кокшайска. В течение трех недель осенью 1670 г. они осаждали город, подвергая великому страху кокшайского воеводу и приказных людей. Осада сопровождалась разгромом помещичьих имений и монастыр­ских владений. Лишь под натиском прибывших карательных войск восставшие вынуждены были снять осаду и принести повинную вла­стям.

В начале 1671 г. повстанческое движение в значительной мере было подавлено. Восставшие подверглись суровым наказаниям. Мно­гие были казнены. Царская власть торжествовала. Да иначе и быть не могло. Восставшие были слабо вооружены и плохо организованы, их действия были стихийными и разрозненными. Они верили в «доб­рого царя». Тем не менее, поражение не смогло стереть в народной памяти эти героические страницы вооруженной борьбы за соци­альную справедливость.

Необходимые выводы из уроков Крестьянской войны были сде­ланы и царской властью. Специальными указами вновь предписы­вался запрет ясачным нерусским людям Поволжья заниматься куз­нечным ремеслом. Были внесены изменения в порядок сбора ясаков. Отныне сбор ясака в общинах поручался выборным "мирским" сот­никам. Прежние "ясатчики" из числа приказных людей воеводской администрации из-за своих злоупотреблений были лишены этого права и не имели права въезжать в ясачные жительства. Указ 1685 г. о размежевании земель в Среднем Поволжье предусматривал четкое определение земельных границ общинных владений ясачных людей. Земли, захваченные русскими феодалами у ясачных марийцев, морд­вы, чувашей, татар и удмуртов, необходимо было вернуть им, как ис­конно принадлежавшие их предкам. Воеводам предписывалось строго соблюдать законность и порядок, держать "привет и ласка" к ясач­ным людям.

Тема: Истоки духовной культуры мари. Языческие верования марийцев: 1. Первые сведения о язычестве марийцев; 2. Погребальный обряд марийцев.

В условиях полной зависимости от природных стихий, социаль­ного и национального неполноправия, в повседневном семейном быту, общинной и народной жизни взоры марийцев привычно обращались к их языческим божествам. Стремясь облегчить свою земную жизнь, марийские язычники усердно молились им и приносили традицион­ные жертвоприношения. В этой связи весьма примечательным представляется наблюде­ние иностранного путешественника Адама Олеария, который в середине XVII в. Отмечал: марийцы "приносят жертвы и богу. Ре­жут для этой цели лошадей, козлов и овец. Натягивают шкуры на колья, варят рядом с ними мясо. Берут блюдо, полное мяса, в одну руку, а чашку с медом или другим напитком в другую руку и бросают все это против шкуры в огонь, говорят: "Иди, передай мое желание богу". Также: "О боже, я охотно жертвую тебе это, прими это от меня и дай мне скота" и т.д., смотря по тому, что они охотно желали бы.

Так как они не верят в иную, чем здешняя, жизнь, то все их просьбы и молитвы устремлены на мирское. Они молятся также сол­нцу и месяцу, так как замечают, что их действие благоприятно для земли и скота. Особенно же во время урожая высоко чтится ими сол­нце. Нам даже сообщали, что они в течение дня почитают и иногда обожают все то, что видели во сне, будь то корова, лошадь, огонь или вода.

Когда я и хозяин мой иногда из-за этого уговаривали черемисина, что неправильно чтить скот и другие твари как бога и молиться им, - он давал такого рода ответ: что же такое представляют собой боги русских, вешаемые на стенку? Ведь в них нет ничего, кроме дерева и краски, и он поэтому не желает им поклоняться; гораздо лучше и разумнее обожать солнце и то, что имеет жизнь.

У них нет ни письмен, ни попов, ни церквей. Их язык также сво­еобразен и имеет мало родства с обыкновенным татарским или ту­рецким. Те, кто в этих местах живут среди русских, пользуются обык­новенно русским языком".

Языческие верования марийцев являлись важным фактором их сплачивания и собственного жизненного самоутверждения.