Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эстетика для заочников (Бычков).doc
Скачиваний:
125
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
2.15 Mб
Скачать

Глава 15. Неклассическая эстетика. Паракатегории 349

Действительно, искусство XX в., особенно арт-практики его второй половины свидетельствуют о нарастании в них некоего всепоглощающего телесностного мщю-ощущения. Если для высокого искусства прошлого можно убедительно констатировать преобладание, даже господство в нем духовного начала, основанного на принципах созерцания и символического выражения, то ничего подобного уже нет в наиболее «продвинутых», «актуальных», инновационных арт-практиках второй половины XX в. (хотя процесс этот начался значительно раньше). Мимесис и выражение последовательно вытесняются здесь конструированием объектов, пространств (энвайронментов), со-бытий (перфор-мансов, акций, хэппенингов и др.), в которых созерцание уступает место гаптическому, тактильному в широком смысле слова, отношению субъекта с арт-объектом. Касание и ощупывание на всех уровнях (от примитивно тактильного, через визуальное до ментального) господствуют теперь в сфере художественно-эстетического опыта. В элитарных, или, точнее, конвенциональных, произведениях «актуального» искусства, осознанно или внесознательно лишившихся совсем или по большей части духовности, какой-либо причастности (сакральной, символической, изобразительно-выразительной) к сфере Духа, возобладала, усилилась некая специфическая внедуховная энергетика, ничего не дающая созерцательному видению и ведению человека, его духовному узрению, но воспринимаемая практически всеми органами чувств человека, его психофизиологической сферой и нередко — его рассудком (как, например, в концептуализме). Условно она может быть обозначена как «соматическая» в широком смысле этого слова. Главным способом восприятия арт-объектов «актуального» искусства становится ощупывание. При этом ощупываются они в основном не тактильно, хотя и на этот вид восприятия ориентируются некоторые «продвинутые» художники, но визуально, аудио и на их основе — интеллектуально-рассудочно.

Именно на такое гаптическое восприятие рассчитано (чаще вне-сознательно, ибо таков «дух времени», атмосфера, в которой творит современный художник, энергетическая среда, питающая его креативность) большинство произведений современного искусства от проектов боди-арт'а, в которых живое человеческое тело является эстетическим объектом, до современных энвайронментов и видео-инсталляций. Поэтому характерными чертами их являются повышенная рельефность, экспрессивно выраженная пространственностъ, предметная, аудио-визуальная или интел-

350 Глава 15. Неклассическая эстетика. Паракатегории

лектуальная (в вербальных искусствах), часто достаточно усложненная; отчужденность по отношению к обыденной жизни человека, его утилитарной деятельности, обиходу наряду с включением элементов этой жизни в арт-пространства; достаточно напряженная соматическая энергетика. Очевидна и тенденция дальнейшего движения ориентированных на телесность арт-практик. С грубого вещного материального носителя в последние десятилетия они переключаются на более тонкий — электронный, дигиталъный — компьютерно-сетевые виртуальные реальности с их виртуальной телесностью. Здесь к аудио-визуальному и рассудочному ощупыванию подключается еще особая система электронно-тактильного контакта с посредником виртуальной реальности (специальные шлемы, перчатки, наручники и т.п. гаптические инструменты с электро-сенсорными контактами — прямое электронное воздействие нарецепторы). В одном семействе с понятиями повседневности и телесности в нонклассике оказывается и категория веши, как выражающая интенции материализации и конкретизации телесных, и в частности гаптических, интуиции. В прагматико-материалистичес-ком сознании человека современной цивилизации, стремительно изменяющейся под воздействием научно-технического прогресса, вещь из незаметного, но необходимого элемента обыденной жизни человека превращается в своего рода «сакра-лизованный» предмет культа потребления и в существенную категорию сознания. Она мощно вторгается в духовный мир человека, вытесняя оттуда практически все традиционные ценности — от элементарных этических и религиозных норм, понятий и представлений до самого Бога. В постиндустриальном техногенном обществе огромные научно-технологические и производственные мощности задействованы для производства все более и более изощренных и замысловатых вещей, прежде всего, в сфере прямого потребления, но так же — и для организации всей среды обитания человека (в том числе и интеллектуальной). При этом главным стимулом в производстве вещей в современном мире являются не утилитарно-функциональные или эстетические потребности человека или общества, но стремление (диктуемое законами бизнеса) искусственно возбуждать и поддерживать в людях соблазн приобретения все новых и новых вещей, работающих в конечном счете на тело, «питающих» телесность. Отсюда вещь занимает одно из первостепенных мест в современном параэстетическом сознании, в пост-культуре в целом.