Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эстетика для заочников (Бычков).doc
Скачиваний:
125
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
2.15 Mб
Скачать

Глава 13. XX век. Радикальные метаморфозы искусства 297

±

13.3. Основные принципы современной арт-деятельности

Характернейшей чертой арт-деятельности последней трети XX в. является предельное обострение глубинной антиномии творчества «рациональное-иррациональное». При этом иррациональное, бессознательное, абсурдное часто бушуют в алхимическом тигле строгой концептуальности. В результате мы имеем бескрайнюю стихию пост-культуры, в которой господствуют вырвавшаяся из-под контроля утилитаризма вещь сама по себе и сама в себе со своими вещными (визуальными, слуховыми, гаптиче-скими) энергиями и тело с обостренной сенсорикой, порвавшее узду какой-либо духовности. Во всем этом клокочущем вареве какая-то глубинная художественно-анти-художественная провиденциальная активность — ощущение принципиально иного этапа цивилизационного процесса и активная работа на него — сочетается с полной растерянностью художественно-эстетического сознания перед ним. Чувствуя, что из-под ног уходит твердая почва традиционной Культуры, современный художник мечется в зыбкой трясине неопределенности, хватается за любые «соломинки» творческой экзистенции, в которой только и определено его место, чтобы доказать хотя бы самому себе, что он еще жив как творческая личность.

Отказавшись от традиционных общечеловеческих ценностей, или не признав их за таковые, утверждая принципиальную аксиологическую релятивность, пост-культура на уровне ratio утверждает новую поликанальную многоуровневую неклассическую эстетику на элитарной конвещионалъности (некой внутрицеховой неписаной условленности), которая, в частности, исключает из сферы искусства его фундаментальный традиционный принцип отображения. На уровне конкретной арт-практики последовательно разрабатываются (отчасти складываются) и более радикальные принципиально новые правила игры в арт-пространст-ве, полностью отрицающие какую-либо миметику и выражение путем разворачивания поля а-морфных принципов всевозможных диссонансов, дисгармоний, деформаций, конструирования-деконструирования, монтажа-демонтажа, алогичности, абсурда, бессмысленности и т.п. На основе этих стратегий сооружаются арт-проекты и организуются арт-практики, которые более-менее соответствуют неким общим для данного хаосогенного момента цивилизации тенденциям, легитимированным и часто гипертрофированно «раскрученным» международной арт-номенкла-

298 Глава 13. XX век. Радикальные метаморфозы искусства

турой, господствующей в мировом арт-производстве. Конвенциональная цеховщина (или «внутрицеховая герметика») — один из важнейший принципов нонклассики в пространствах посткультуры. Кураторы, галеристы, модные арт-критики — маги и волшебники в сфере nocm-арт-бытия (= арт-рынка). При этом бизнес и рынок, прикрытые конвенциональным герметизмом «посвященных», играют немалую роль в общей арт-стратегии современного «заговора искусства» (по Бодрийару) против человека. Ничтожное с мистериальным благоговением выдается за Ничто (= трансцендентному Небытию), и ему воспеваются гимны и приносятся «бескровные жертвы». Симулякры всех уровней — «подобия», не имеющие прообраза (подробнее см. Гл. 15) — заполняют арт-пространства пост-культуры.

На смену мимесису, идеализации, символизации р классическом понимании, выражению в искусстве пришло конструирование самодовлеющих объектов на основе коллажа-монтажа. Общая тенденция и историческая логика движения в пространствах элитарных «продвинутых» арт-практик: от отдельной реди-мейд с ее индивидуальной энергетикой (вещь в чистом виде) через композиции вещей-объектов в ассамбляжах и инсталляциях (поп-арт, концептуализм) к организации особых неутилитарных пост-пространств — энвайронментов, в которых могут совершаться некие не поддающиеся логическому осмыслению действа — перфор-мансы, или акции. На этих путях используются многие находки авангарда, модернизма, постмодернизма, элементы консерватизма, кича — всё и вся во всевозможных комбинациях. Выдумка и фантазия кураторов и авторов здесь не имеют предела. Проекты и действа индивидуальны и, как правило, одноразовы. Создаются непосредственно в данном экспо-пространстве, затем разбираются и сохраняются только в документации (вербальной, фото-, фоно-, видео-, кино- и т.п.). Поэтому документ и архив со времен концептуализма играют в пост-культуре не меньшую, если не большую, роль, чем оригинальный арт-проект в его экспозиционной презентности. В музеи обычно поступает только документация по энвайронментам, акциям, перформансам, хэппенингам и т.п. достаточно громоздким действам-проектам. Художественный музей постепенно превращается в архив арт-документации.

Видное место в пост-культуре занимают фотография, видео-инсталляции, а в последние годы XX в. — компьютерные, или диги-тальные, объекты (включая сетевую литературу — гипертексты) и особые виртуальные киберпространства. Симулякры и симуляции всех видов заменили образ и символ традиционных