Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эстетика для заочников (Бычков).doc
Скачиваний:
124
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
2.15 Mб
Скачать

Глава 13. XX век. Радикальные метаморфозы искусства

295

жественным наследием, часто под маской серьезнейшей, почти сакральной деятельности пришлась на рубеже тысячелетий многим по вкусу. Для наглядности приведу пару примеров.

Одной из типично постмодернистских форм творчества в сфере визуальных искусств является создание энвайронмвнтов (англ. environment — окружение, среда) — реальных неутилитарных арт-пространств. В Европе наиболее грандиозные энвайронменты создает греческий художник, постоянно проживающий в Риме и работающий в Германии Яннис Кунеллис. В 80-90-е гг. он экспонировал ряд монументальных энвайрон-ментов в огромных помещениях — залах и подвалах старинных дворцов, на настоящей барже, в цехах заброшенных заводов и фабрик. Им активно используются все особенности местного интерьера: колонны, перегородки, двери, окна, опорные столбы, остатки заводских станков и различных приспособлений и т.п. К этому добавляются старые переносные инсталляции или их фрагменты и некоторые новые инсталляционные элементы. В результате возникают каждый раз новые неповторимые пара-художественные пространства, наполненные определенной постмодернистской символикой: обращением к простым вещам, первичным стихиям (огню, земле, воздуху) как символам бытия; своеобразной поэтизацией быстро устаревающей материальной оболочки мира и цивилизации, прежде всего; попытками преодолеть время путем переорганизации реального пространства в некое новое качество с помощью по-новому понятых художественных законов, инсталляционных приемов и т.п. Характерным для Кунеллиса является обозначение практически всех своих работ и проектов одним (ставшим значимым, почти символом) названием «Senza titolo» («Без названия»). Названия (слова) не играют здесь роли. Реципиенту предоставляется полная свобода творческого восприятия открывающихся визуальных пространств.

В качестве примера предельно радикального постмодернистскиго динамического энвайронмента можно указать еще на один проект, демонстрировавшийся на Международной выставке самого продвинутого искусства documenta X (Кассель, 1997). 1анс-Юр-ген Зиберг. «Пещера памяти» в шести пунктах: Шлеф Клайст Гете Раймон Моцарт Беккет» (1997). С помощью 10 киноэкранов и бесчисленных видеомониторов в большом полутемном зале, через который продвигаются, в котором сидят и стоят реципиенты, создается почти энтропийное n-мерное пространство жизне-лост-культуры XX столетия, которое включает в себя

296 Глава 13. XX век. Радикальные метаморфозы искусства

фрагменты культуры, искусства и жизни человеческой от античности до наших дней. Визуальный хаосогенный процесс человеческой экзистенции дополняется еще приглушенным звукорядом (музыка, пение, речь, шумы), который можно выбирать и самостоятельно, надевая те или иные наушники с разнообразными записями музыки и другой аудио-продукции. Реципиент в достаточно широком диапазоне волен сам свободно перемещаться или пребывать в этом активном, предельно динамичном арт-пространстве, полностью или частично растворяясь в нем и подчиняясь (в пределах выбранной парадигмы восприятия) его законам.

Другой распространенной формой постмодернистской художественной деятельности являются всевозможные акции типа хэппенингов (от англ. to happen — случаться, происходить) — импровизационных неутилитарных действий подготовленных участников и вовлеченных случайных зрителей, — или перформансов (англ. performance — исполнение) — неких, как правило, абсурдных действий, совершаемых на сцене, в специальном энвайрон-менте или на природе по определенному сценарию. Их начали разрабатывать и исполнять уже поп-артисты, но особое распространение они получили в последней трети столетия.

Следующим шагом постмодернистской деятельности становятся уже дигитальные энвайронменты и перформансы, реализуемые в компьютерных сетях, на разработку которых сегодня переключились многие суперпродвинутые арт-мастера и фрагменты которых регулярно мелькают на международных выставках «актуального» искусства. Уже вырисовывается и одна из существенных тенденций движения «продвинутых» арт-прак-тик второй половины XX в. Если большинство авангардно-модернистских артефактов и объектов имели тенденцию к трансформации в энвайронмент и перформанс, то сами эти формы арт-деятельности конца столетия, организованные, как правило, путем объединения предметных, фото-, кино-, видео-объектов и действий живых участников становятся своего рода предтечей и прообразом создания киберпространств виртуальных реальностей, которые начиная с компьютерных игр, лазерных шоу и кончая специальными компьютерными арт-проектами, все активнее внедряются в пост-культуру последнего времени. Из реальных энвайронмент и перформанс превращаются (или перетекают) в виртуальные, где их энергетика и способность активно воздействовать на реципиента многократно усиливаются.