Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дуров В. С. Ист. римской литературы.pdf
Скачиваний:
92
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
2.3 Mб
Скачать

Глава II

РИМЛЯНЕ И ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Рим и италийские народы

Латинский язык, на котором говорили и писали римляне, первоначально был языком древних жителей Лация (Latium), небольшой области в средней [талии, граничившей с Этрурией и Кампанией, а также с землями сабинян. Кампания и находящийся к югу от нее остров Сицилия были издавна колонизированы греками (Великая Греция). Согласно общепринятой гипотезе, для латинской письменности был использован этрусский алфавит, восходящий к западно-греческому письму.

Древнейшая цивилизация на территории Италии связана с культурным и политическим господством этрусков. Рим, основанный, по преданию, в 753 г. до н. э., в VI в. до н. э. находился под властью этрусских царей из династии Тарквиниев. Период правления Тарквиниев - это время экономического процветания и торгового обмена с кампанскими греками. У этрусков римляне переняли некоторые элементы государственной атрибутики (ликторов, фасцы, курульные кресла и т. д.), религиозные обряды (например, гадание по внутренностям жертвенных животных), сценические игры (фесценнины и драматическую сатуру; речь о них шла выше), опыт и практику торговли.

С падением этрусской династии Тарквиниев (509 г. до н.э.) начинается период упадка. Рим теряет свое главенствующее положение в Италии и на протяжении двух веков ведет непрерывные войны с соседними племенами: этрусками, вольсками, сабинянами, самнитами. В 390 г. до н. э. Рим был захвачен и разорен вторгшимися в центральную Италию галлами. Прошло целое столетие, прежде чем римляне, победоносно завершив в 290 г. до н. э. Третью самнитскую войну, одолели галлов и их союзников. Однако понадобилось еще два десятилетия, чтобы окончательно разгромить врагов и отбить все их попытки вернуть утраченные позиции. Одновременно Рим одерживает победу над расположенным на восточном побережье Апеннинского полуострова Тарентом, возглавлявшим союз италийских греческих городов. Тогда же римляне наносят сокрушительное поражение эпирскому царю Пирру, высадившемуся в Италии для оказания помощи таленганцам. После падения Тарента в 272 г. до н. э. в Рим среди многочисленных пленников был доставлен Ливий Андроник, с именем которого связано начало художественной литературы на латинском языке.

Как видим, появление у римлян письменной литературы совпадает с самым решительным моментом завоевания Апеннинского полуострова, когда Рим возвращает себе политический престиж в регионе. Рождением своей литературы римляне обязаны поэтам, прибывшим в столицу из разных концов Италии, но писавшим свои сочинения на латинском языке. Быстро эволюционируя и изменяясь под воздействием различных италийских языков, латынь вскоре стала государственным языком огромной державы.

Влияние греческой культуры

Первые латинские поэты создают свои произведения под прямым влиянием греческих образцов, но с чисто римским отношением к ним., Интерес к практической стороне жизни, к экономике и политике, обостренное внимание к разным жизненным моментам и к отдельной личности придали всей римской культуре в высшей степени земной характер. Способности греков фантазировать, проявившейся в создании многочисленных героических и космогонических мифов, римляне противопоставили сугубо конкретные интересы воинов, коммерсантов, земледельцев, законодателей (см., например: Вергилий. «Энеида», 6, 847853; Гораций. «Наука поэзии», 323-332).

Не одаренные в такой степени, как греки, склонностью к отвлеченному мышлению, римские философы предпочитали разрабатывать вопросы практической этики. И в науке, и в искусстве римляне признавали только то, что могло служить им в их повседневной жизни и вести к реальной выгоде. Так, несмотря на то, что уже в древние времена у них была своя письменность (древнейшая из обнаруженных надписей на так называемой пренестинской фибуле датируется приблизительно 600 г. до н. э.), они пользовались ею исключительно в практических целях, например для записи законов.

Первая письменная фиксация римского права (Законы XII таблиц) была осуществлена в 451-450 гг. до н. э. Законы XII таблиц - выдающееся приобретение римского народа. Они ставили предел

9

всемогуществу патрициев, ограничивая произвольное толкование уголовного и гражданского права в интересах господствующего меньшинства. Согласно традиции, законы были вырезаны на двенадцати бронзовых досках и выставлены на римском Форуме (Ливий. «История Рима», 3, 34, 7-8). Некоторые из этих законов известны нам по цитатам у поздних авторов. Они сохраняют многие черты устной словесности: лаконичность ритуальных формул, симметричность грамматических конструкций, аллитерацию, рифму, - которые облегчают их усвоение простыми людьми. Цицерон, говоря о Законах XII таблиц, употребляет слово carmen, которым обычно назывались самые разные произведения дописьменной литературы, и рассказывает, что еще во времена его детства мальчики заучивали эти Законы наизусть (Цицерон. «О законах», 2, 23, 59).

Ливий («История Рима», 3, 31, 7) и Дионисий Галикарнасский («Римские древности», 10, 50-52) сообщают о римском посольстве, отправленном в середине V в. до н. э. в Афины для изучения законов Солона. По всей видимости, это всего лишь легенда. Однако правовые нормы, существовавшие в то время в городах Великой Греции, римляне несомненно учли при создании своего гражданского законодательства. Что касается более древних, так называемых царских законов (leges regiae), носивших сакральный характер, то о них нам почти ничего не известно.

Контакты с греками римляне имели задолго до того, как вошли в непосредственное соприкосновение с ними в Южной Италии. Первоначально римляне, подобно другим народам Апеннинского полуострова, воспринимали эллинскую культуру, вступая в торговые отношения с греческим населением южно-италийских городов, чему способствовало выгодное местонахождение Рима, расположенного в нижнем течении Тибра на пересечении торговых путей. Раннюю датировку первых культурных контактов жителей Нация с греческим миром подтверждают археологические открытия и изыскания в области истории римской религии.

Вдревних некрополях Рима, а также у подножья Капитолия обнаружены многочисленные коринфские сосуды, импортированные из Греции. Особый интерес представляют предметы, изготовленные из обожженной глины-терракоты, датируемые VI в. до н. э. Среди них - две чаши, на которых читается метрическая надпись на греческом языке с приглашением пить. Они найдены на территории древнеиталийского города Лавиния. Расположенный на берегу Тирренского моря, этот город играл решающую роль в распространении греческой цивилизации в архаическом Лации.

Повышенный спрос на греческую керамику в Риме объясняется, в частности, тем, что она использовалась в качестве декоративного оформления культовых сооружений, например для отделки храма, посвященного римским божествам Церере, Либеру и Либере, который был построен в Риме в 493 г. до н. э. Его глиняные рельефы и украшения изготовили два греческих мастера -Дамофил и Горгас (Плиний Старший. «Естественная история», 35, 154). Считается, что Регия, сооруженная на римском Форуме в VI в. до н. э., повторяет своей планировкой афинский Пританей.

Культы греческих богов начали проникать в Италию очень рано. Историк Тит Ливий сообщает, что

в499 г. до н. э. после победы, одержанной римлянами над латинской коалицией у Регильского озера, диктатор Авл

Постумий дал обет выстроить храм одному из Диоскуров - Кастору, который был закончен и посвящен в 484 г. до н.э. (Ливий. «История Рима, 2, 20, 13). О древности культа Диоскуров в Италии свидетельствует, например, найденная в Лавинии бронзовая пластинка с посвящением Кастору и Поллуксу. Посвящение выполнено латинскими буквами и относится к концу VI в. до н. э.

Почему же римляне отдавали предпочтение Кастору, в то время как Поллукс оставался в тени? Дело

втом, что Кастор был знаменит как воин и укротитель коней и, следовательно, мог оказать помощь в войне. Для практичных римлян это оказалось решающим фактором, и они сделали Кастора богом-покровителем всадников. Поллукс слыл искусным кулачным бойцом, что для римлян не имело первостепенного значения.

Втом, как римляне приспосабливали греческую мифологию к своим насущным потребностям, проявился исключительный утилитаризм их религии. Так, бог Аполлон, покровитель поэтов и музыкантов, у римлян первоначально почитался за свое искусство целителя. В Риме официальное установление его культа было вызвано эпидемией чумы в 433 г. до н. э. (Ливий. «История Рима», 4,25, 3). А уже через два года, в 431 г. до н. э., на Марсовом поле был построен храм, посвященный Аполлону Врачевателю.

ВИталии культы греческих богов нередко сливались с местными культами. Например, плебейская триада италийских богов: Церера, Либер и Либера -была отождествлена с греческими богами Деметрой, Дионисом и Персефоной.

Дистанция между греческим и римским духом максимально сокращается в эпоху эллинизма. Не искушенным в искусствах римлянам греческая культура этого времени представляется более понятной и доступной для усвоения. Персонажи героических мифов Древней Греции в произведениях эллинистических писателей лишаются своей изначальной сверхчеловечности и чаще напоминают обычных людей. Поэтов и прозаиков начинает интересовать частная жизнь отдельного человека со всем его личным миром. Такой подход к реальной действительности был близок римлянам, предпочитавшим исследованию отвлеченных теоретических проблем конкретные занятия этикой, политикой, правом.

Однако не во всех областях римской культуры греческое влияние было изначальным. Например, художественный опыт греков, в красноречии столь необходимый для становления жанров римской литературы, был воспринят римлянами сравнительно поздно. Это объясняется тем, что для римлян

10

красноречие являлось неотъемлемой частью их общественной жизни и лишь потом искусством. На протяжении столетий римляне расценивали участие граждан в общественной жизни как самую возвышенную и почетную деятельность, для которой владение словом являлось обязательным условием.

Ревностно относясь к отечественному красноречию, римляне не хотели, чтобы оно было испорчено иноземной схоластикой. Не случайно, слово rhetor, имеющее в греческом языке два значения: «оратор» и «учитель красноречия», проникает в латинский язык только во втором значении. Хотя со временем это отношение римлян изменилось, тем не менее за оратором закрепилось латинское слово orator.

Истоки римского красноречия следует искать в самых ранних временах Римской республики. Мы уже говорили о погребальных восхвалениях (laudationes funebres), речах, произносимых на похоронах знатных людей. Красноречие, теснейшим образом связанное с ближайшими, насущными задачами, было стихийным. Оно еще не сделалось результатом обучения, каким стало впоследствии.

Аппий Клавдий Слепой

Именно оратор является первой личностью, которую мы встречаем в истории римской литературы. Это - Аппий Клавдий Слепой (Appius Claudius Caecus), патриций, государственный и военный деятель. Он был цензором в 312 г. и консулом в 307 и 296 г. до н. э. В 280 г. до н. э., уже будучи слепым (отсюда и прозвище), он произнес перед членами Сената знаменитую речь, в которой призывал римских сенаторов не принимать мирных предложений царя Пирра. Начало этой речи, ставшей первой речью, записанной и опубликованной на латинском языке, греческий писатель I—II вв. н. э. Плутарх передает так: «До сих пор, римляне, я никак не мог примириться с потерей зрения, но теперь, слыша ваши совещания и решения, которые обращают в ничто славу римлян, я жалею, что только слеп, а не глух» («Пирр», 19). Аппий Клавдий занимался также юриспруденцией, интересовался вопросами грамматики. Кроме того, он составил сборник моралистических сентенций в сатурнийских стихах. До нас дошли три изречения этого сборника, самое известное из которых: «Каждый - кузнец своего счастья» (suae quisque fortunae faber est).

По всей вероятности, литературное творчество Аппия Клавдия было еще свободным от прямого греческого влияния. Развитие римской художественной литературы пойдет по пути, указанному Ливием Андроником, Гнеем Невием, Плавтом и другими латинскими авторами, взявшими себе в качестве образцов литературные произведения греков.

** *

Римские поэты любили подчеркивать свою связь с греческой литературой. Вступая в поэтическое соревнование с греческими предшественниками, римляне хотели создать своего Гомера, Гесиода, Каллимаха. С присущим им рационализмом они наложили печать практицизма на заимствованные из греческой литературы жанры и традиционные темы. Так, они привнесли в свои сочинения автобиографический элемент, который, при всей своей литературной условности, дал им возможность почувствовать личность автора и в ряде случаев даже воссоздать его человеческий облик.

Как мы могли убедиться, уже в древнейшую эпоху в Риме существовали разнообразные произведения устной, пока еще безымянной, словесности. Тесно связанные с общественной и религиозной жизнью, они еще не имели художественной ценности.

Хотя первые римские поэты и ориентировались исключительно на греческие шедевры, они еще не пренебрегали, как впоследствии Цицерон или Гораций, местной культурной традицией и сохраняли в своем творчестве наиболее характерные черты устной словесности. При всей своей зависимости от греческих образцов они создавали литературные произведения, отражавшие национальный характер и духовный мир человека римского общества.

11

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]