Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
202-350.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
1.47 Mб
Скачать

Часть 5. Апгрейд обезьяны

Глава 33. Старший брат

голоса, геометрии рук... Пока этих приборов еще немного, пока они стоят на пограничных КПП, в режимных учреждениях, потому что довольно дороги. Но массовое производство, как известно,сильно удешевляет товар. Здесь главное - принять решение. И оно принято. После 11 сентября в США склоняются к тому, чтобы рас­пространить подобные системы идентификации личности повсе­местно. Во-первых, чтобы сократить число служащих - всевозмож­ных консультантов, кассиров, делопроизводителей, - заменив их автоматами. А во-вторых, чтобы ликвидировать некоторые типы мошенничеств и сэкономить на этом миллиарды долларов.

Дело в том, что в США не редкость, когда один и тот же человек в двух местах получает пособие. И там, и там якобы по месту жи­тельства. Прописки-то в Америке нет, поэтому проконтролировать трудно. И это проблема не только США. В канадской провинции Онтарио, например, где проживают 11 миллионов человек, соци­альные службы с удивлением обнаружили, что государственными медицинскими страховками воспользовались... 12 миллионов че­ловек! Оказывается, хитрые американцы из соседних США приез­жают лечиться в Канаду, выдавая себя за местных. Теперь власти Онтарио планируют снять у всех «своих» отпечатки пальцев и по­ставить в лечебных учреждениях сканеры-дактилоскопы. Не отста­ют от них и американцы. В городе Мэдисон (Иллинойс) ввели в двух тамошних собесах сканеры, которые определяют личность по ра­дужке. В Лос-Анджелесском собесе планируют установить дакти­лоскопическую машину. Дело это хорошее, но...

Но, возможно, идея вживлять в человека чип все же возобла­дает на первых порах. По той простой причине, что ждать, пока прибор отсканирует тебе радужку глаза, ладонь или лицо - даже если это занимает всего несколько секунд! - все равно дольше, чем просто пройти мимо электронного опознавателя, считываю­щего нужную информацию с вшитой в тело карточки через подо­шву ботинка.

Десять секунд экономии - это не мало. Десять секунд, помно­женные на 10 человек, - 100 секунд в очереди. А время, как извес­тно, - деньги. Так что 10-секундная экономия - решающий фактор цивилизации.

Впрочем, если ученые быстро создадут «мгновенные» скане­ры, тогда обойдемся без периода вживляемых чипов. Пусть конку­рируют производители чипов и сканеров! Конкуренция - двигатель эволюции.

Итак, мы оказались в мире, где каждый человек так или иначе является собственным идентификатором, вся его подноготная хра­нится в федеральных сетях. Мы оказались в мире, где каждый пред-

274

мет, даже пивная пробка, имеет микрочип или микрокомпьютер. Мы оказались в мире, где все события оставляют информацион­ные следы и ничего невозможно скрыть. Мы оказались в мире, где есть возможность восстановить все события, случившиеся в оп­ределенный день в определенном месте, узнать, кто где был и чем занимался. Вам нравится такой мир?

Нет? А почему? Вам есть, что скрывать?

Многие американцы относятся к этому миру спокойно: «Если я не собираюсь предпринимать ничего противоправного, мне не­чего бояться». Но наши люди, отягощенные непростой истори­ческой памятью, сразу же вспомнят Оруэлла, Замятина, Хаксли, Кафку...

Да, действительно, полностью прозрачный мир потребует ко­ренной перестройки всех общественных отношений и привычек. С одной стороны, в хрустальном мире исчезнут корыстные преступления и изнасилования. Останутся только спонтанные убийства да преступления, совершенные в состоянии опьянения. По этой же причине останутся лишь в музеях замки и запоры, по­тому что запирать двери не будет необходимости (кроме психоло­гической, разве что). Наконец в полной мере восторжествует то, о чем мечтали поколения юристов - принцип неотвратимости на­казания.

С другой стороны, такой мир потребует совершенно иной морали.

ТмАл ЪЧ

Глава. 34. Новая мораль - это нравственность

Новая мораль - это нравственность

Если открыть «Большой энциклопедический словарь» и посмот­реть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность - см. мораль». Пришла пора разделить эти поня­тия. Отделить зерна от плевел.

Мораль - это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мо­раль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию со­циальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне со­чувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим стара­ется не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ - можно ска­зать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью и нравственностью втом, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: со­циальная мораль - общество, толпу, соседей; религиозная мораль -Бога. А нравственность - это внутренний самоконтроль. Нравствен­ный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, ко­торую приводит в действие чужая воля.

Ходить голым по улицам - аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй - безнравственно. Почувствуйте разницу.

Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности.

Нравственность - штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам. Прав­да, в современной урбанистической цивилизации мораль размы­вается. Если раньше, скажем, добрачная связь однозначно кара­лась перемазыванием ворот дегтем, то сейчас... Пятьдесят пять процентов современных жителей больших городов НЕ считают добрачный секс аморальным. Тридцать пять процентов все еще полагают, что добрачный секс аморален. Десять процентов не зна­ют ответа на этот вопрос.

То есть в первом приближении можно сказать, что добрачный секс стал вполне моральным занятием - по сравнению с прошлым веком мораль поменялась на противоположную.

276

Во втором приближении коэффициент аморализма современ­ного города по данному вопросу составляет 0,35. Напротив,коэф­фициент морализма - 0,55. А коэффициент общественной неопре­деленности - 0,1. Если коэффициент неопределенности растет, значит, мы имеем разброд в умах и перетекание нормативов.

Кстати, можно взглянуть и по-иному: для 55 % общества воп­рос добрачных связей является на 100 % моральным, для 35 % -на 100 % аморальным. Это третье приближение. Есть и четвертое -задавать наводящие вопросы, разбивая указанные 100 % мораль­ности для 55 % членов общества на ситуативные подробности.

Подобным образом можно ранжировать любое число вопро­сов и ситуаций. Мораль перестает быть дискретной, принимаю­щей только два квантовых значения - плюс единица и минус еди­ница. Мораль становится дифференцированной, поддающейся математической обработке. Ее теперь можно учитывать не только качественно, но и количественно. Было бы зачем...

Вот еще один пример быстрого изменения морали в пользу здравого смысла. В 2000 году РИА «РосБизнесКонсалтинг» прове­ло интернет-опрос, нужно ли легализовать проституцию. Семьде­сят девять процентов опрошенных сказали, что нужно. Через два года та же контора провела тот же самый опрос. Результат был уже другим - теперь 88 % высказалось за легализацию проституции. Отрадный признак.

Как видите, мораль, вопреки убеждениям старых моралистов, никогда не падает и не рушится, она просто меняется. Или раство­ряется - то есть то, что раньше являлось предметом морального регулирования, теперь к вопросам морали перестает иметь отно­шение. Например, в викторианской Англии рояльные ножки зак­рывали маленькими юбочками, ибо вид голых ног (любых) считал­ся аморальным, а теперь ни вид, ни форма рояльных ножек не под­падают под моральное регулирование и являются предметом регулирования мебельщика. Тенденции демократизации, упроще­ния общественных нравов прослеживаются довольно отчетливо. Завтра станет еще меньше необоснованных запретов и строгих правил поведения. Станет еще больше неформально ведущих себя политиков вплоть до уровня глав государств, и размывание национальных государств только ускорит этот процесс деформа-лизации политики. Все эти ставшие модными среди политиков встречи без галстуков - только начало отказа от протокольнойшелухи, первый шаг в направлении от внешнего упрощения к внут­реннему усложнению.

Общество дифференцируется, дифференцируется и мораль, она распространяется уже не на весь социум, а на социальные группы. Мы живем в мире множественности моральных нормативов. Возни-

277

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]